Техническое и профессиональное образование реформируется с участием бизнеса и работодателей

Были обсуждены конкретные механизмы участия бизнес-структур в подготовке специалистов по многим отраслям экономики. В рамках проекта уже со следующего года предусмотрены мероприятия по разработке профстандартов по 147 специальностям

24 ноября 2010 года в Астане состоялась встреча Министра образования и науки Республики Казахстан Бакытжана Жумагулова с Председателем Национальной экономической палаты Казахстана “Союз “Атамекен” Азатом Перуашевым. Встреча стала своеобразным “первым колышком”, обозначившим начало совместной работы двух ведомств по проекту “Модернизация технического и профессионального образования” с участием Всемирного банка. Были обсуждены конкретные механизмы участия бизнес-структур в подготовке специалистов по многим отраслям экономики. В рамках проекта уже со следующего года предусмотрены мероприятия по разработке профстандартов по 147 специальностям.

Как считает глава образовательного ведомства, если не выстраивать работу с работодателями, такими как, например, “Атамекен” и другие, невозможно поднять в стране ни рабочий класс, ни производство.

В целом состоявшийся разговор оказался очень важным для системы образования и бизнеса, где давно назрел вопрос интеграции усилий в подготовке квалифицированных кадров.

Министр выразил свою серьезную озабоченность состоянием профтехобразования, назвал его “ахиллесовой пятой” отечественной системы образования. Из 882 колледжей и профессиональных лицеев немногие могут похвастать, что готовят специалистов, адаптированных к реалиям рынка. Все это требует скорейшей кардинальной модернизации технического и профессионального образования, особенно в связи с задачами по кадровому обеспечению проектов индустриализации, заложенными Государственной программой форсированного индустриально-инновационного развития страны.

Особо остро был поднят вопрос о профстандартах и сертификации выпускников и работников производственной сферы. По мнению Азата Перуашева, стандарты отечественного профессионального образования фактически не соответствуют требованиями рынка. Правда, положительный опыт имеется, и НЭП “Союз “Атамекен” готов к привлечению своих 26 отраслевых ассоциаций к распространению опыта нефтегазового и туристического секторов по разработке профстандартов на другие отрасли экономики.

В свою очередь министерство выразило готовность разрабатывать образовательные госстандарты на базе тех требований, которые предъявляют специалисту бизнес и производство. Минобразования пригласил “Атамекен” и многочисленные его филиалы к сотрудничеству в этом вопросе. Тем более, что “Атамекен” является членом Республиканского Совета по развитию технического и профессионального образования (ТиПО) и подготовке кадров при Правительстве РК. К слову сказать, четыре меморандума, подписанные министерством с НЭП “Атамекен” в последние несколько лет, фактически не работают. Чтобы это дело заработало, необходима заинтересованность бизнес-структур и производства.

Актуальной на сегодняшний день остается и проблема сертификации квалификаций специалистов.

При МОН РК действует “Республиканский научно-методический центр развития технического и профессионального образования и присвоения квалификации”. Это мощный центр, который занимается подтверждением квалификации выпускников профтехучреждений в 16 областях республики. Сейчас центр на основании закона РК “Об аккредитации в области оценки соответствия” проходит необходимую процедуру для получения аттестата аккредитации как органа, подтверждающего соответствие квалификации специалистов. Такой же аттестат аккредитации намерены получить отраслевые филиалы “Атамекен”, чтобы иметь возможность подтверждать профессиональную квалификацию будущих работников.

Как считает, глава “Атамекен”, если выпускник колледжа или профтехучилища будет получать единый сертификат МОН и НЭП “Союз “Атамекен” или одного из его филиалов, это было бы своеобразной гарантией или обязательством работодателя для его трудоустройства.

Ещё :

This entry was posted in Без рубрики. Bookmark the permalink.

Comments are closed.