О качестве строительства предметный разговор велся весной и летом. Президент ставил задачи так: проверить новостройки, выслушать людей, недостатки устранить. Поэтому строителям было жарко не только из–за погоды. Напрягались по полной. Проверяли, совещались, устраняли, докладывали. Казалось, что после того, как вопрос качества поставлен ребром, возвращаться к нему уже не придется. Вывод должен быть однозначный: наведение порядка — не временная кампания. Нужна самодостаточная система, которая любые проблемы недоделок оставит в прошлом. Однако, похоже, повсеместно такого понимания пока нет. Держать себя постоянно в тонусе высокой ответственности научились еще не все.
Статистика такова: за три квартала в разные инстанции поступило более 25 тысяч обращений граждан с претензиями к строительным недоделкам. Остроту проблемы показал мониторинг, который все лето проводили высокие чиновники по поручению Президента. Работали «горячие» телефонные линии по вопросам качества строительства жилья. А на недавнем совещании Александр Лукашенко еще раз заострил внимание на актуальности проблемы: «Люди собирают последние копейки, экономят на чем только можно, берут кредиты в банке, а въехав в построенную квартиру, сталкиваются не просто с недоделками, а с проблемами, которые требуют новых огромных материальных затрат. Для многих граждан они становятся просто неподъемными, вызывающими настоящий шок».
Полагаю, эти слова чиновники Министерства архитектуры и строительства должны были воспринять как непреложное руководство к действию. Но вот пролистала свежую редакционную почту. «В течение года обращалась в горисполком, облисполком, в Минстройархитектуры по поводу утепления швов и стеновых панелей (промерзание зимой, затекание швов), — пишет нам читательница из Могилева. — Были многочисленные комиссии, актов составлено много, проблемы остаются. Хотя другие квартиры в нашем доме утеплены полностью. Почему многодетная семья должна страдать?» В некоторых сообщениях даже по пунктуации понятно, что это крик души: «Кто наведет порядок в строительстве? В Мозыре, УКС–47, задним числом сдали дом, плиты 2–го сорта, а люди не знали! У нас в квартире даже унитаза нет, а квартплату уже надо платить, т.к. дом сдан! Куда жаловаться?»
Приведенные примеры датированы ноябрем! Позвонила и тем минчанам, которые рассказали нам о своих горестях еще в апреле («СБ» от 15.04.2010 г.). Проблемы жильцов 76–го дома на минской улице Панченко проблемами и остались. Никто даже не удосужился ими поинтересоваться. В доме на Воронянского ответили: «Лифт все же запустили, спасибо, но к остальным вопросам добавилось еще нерегулярное водоснабжение».
Не подтверждает благостность картины и свежий отчет Госстройнадзора. За 10 месяцев проверили объектов значительно меньше, чем в прошлом году, а дефектов обнаружили в 1,4 раза больше. В 1,5 раза увеличилось количество наказаний должностных лиц. Широкое применение получила и такая мера воздействия на бракоделов, как приостановление действия квалификационного аттестата. «Это европейский подход, квалификационный аттестат указывает на оценку профессиональных способностей, и если организация лишается его, то ставится под сомнение ее профессионализм», — объяснил Виктор Петруша, директор Госстройнадзора. В этом году в 16 случаях приостановили действие аттестата, в трех — аннулировали. Ввели в практику и такой способ. Дом принимается в эксплуатацию, только если от всех жильцов получены справки о том, что претензий нет. Однако решают ли эти меры проблемы людей? Все еще нет четкого понимания, кто несет ответственность. Заказчики, подрядчики переводят стрелки друг на друга. Да и получить от новосела, который сидел на чемоданах в ожидании квартиры, любую бумажку не представляется сложным делом. Случаев наказания хоть кого–то, кто входил в комиссию, принимающую дом, нет. Как нет и наказанных за нерешенные проблемы.
Получается, что строители отнеслись к критике, как к временной кампании? Решили, что со временем шум стихнет? Думаю, напрасно…
«Кривая стена не вывезет»
Автор публикации: Ирина ЮЗВАК
Фото: Александр РУЖЕЧКА