Спят курганы темные

Древнего кургана больше нет. В Сенненском районе у деревни Тимирязево туристы не увидят этот памятник IХ — ХII веков: курган был уничтожен при установке вышки мобильной связи. Уже никто не посетит поселение железного века и кладбище раннего Средневековья в деревне Варганы Докшицкого района. Как и два десятка курганов у деревни Козлы. Все эти и многие другие археологические объекты навсегда утрачены в результате безответственности местных властей. Это с горечью и негодованием констатировала Генеральная прокуратура, проверившая, как соблюдается законодательство об охране историко–культурного наследия.

— Нами установлены многочисленные факты причинения вреда историко–культурным ценностям в Малоритском, Столинском, Ивацевичском районах, в Пинске и многих других населенных пунктах, — рассказывает старший прокурор отдела по надзору за исполнением природоохранного и земельного законодательства Генеральной прокуратуры Александр Басько. — Приведу типичный пример. В деревне Яновичи Клецкого района был снесен амбар — одно из зданий усадьбы «Яновичи», имеющий статус историко–культурной ценности. Охранное обязательство на указанный объект подписано в 2004 году председателем Краснозвездовского сельисполкома. В результате реорганизации административно–территориальных единиц усадьба стала располагаться на территории Тучанского сельисполкома. Новое охранное обязательство при смене собственника не подписывалось, а пользователь здания СПФ «Туча» информацией о том, что амбар является историко–культурной ценностью, не обладал. На здании амбара отсутствовала охранная доска, на которой должно было значиться, что оно находится под охраной государства.

Должностные лица исполнительной власти, как показали проверки, не всегда знают, какие ценности находятся на территории района. В документах и на картах памятники археологии, архитектуры и истории нередко просто не значатся. В Мостовском районе из–за отсутствия соответствующей документации утрачено точное местонахождение 7 из 15 археологических памятников.

Многие из уцелевших исторических ценностей сильно изменились после ремонта и перепланировок, проведенных без разрешения Министерства культуры. За пластиковыми окнами и стенами, обшитыми сайдингом, порой уже и не разглядеть старинное строение.

— Многие нарушения — результат отсутствия должного контроля за действиями собственников или пользователей памятников архитектуры, — замечает А.Басько. — Собственниками или пользователями являются как юридические или физические лица, так и исполкомы. Они должны подписывать охранные обязательства, в которых обязуются надлежащим образом содержать тот или иной объект и не допускать повреждения, порчи, осуществлять текущий ремонт. Но как выяснилось, в реальности очень часто охранные обязательства не подписывались.

А потом получается, как в деревне Погребенка Сенненского района, где здание старинной почтовой станции витебчанин приспособил под… баню. Или как в Логойске, где к уникальной сторожке XIX в. (фрагменту бывшей усадьбы Тышкевичей) хозяйственный местный житель пристроил гараж.

Только вряд ли мы сумеем объяснить потомкам, что нашим историческим наследием они должны считать гараж или баню…

Кстати

В настоящее время статусом историко–культурных ценностей наделено уже 5.389 объектов. В том числе 5.251 материальная недвижимая историко–культурная ценность. Они включают 1.645 объектов архитектуры, 1.157 — истории, 2.374 — археологии, 58 — искусства.

Фото Андрея Дыбовского, globus.tut.by.

Автор публикации: Марина КУНЯВСКАЯ

This entry was posted in Без рубрики. Bookmark the permalink.

Comments are closed.