Информационный сайт 1in.am опубликовал интервью с директором Института Центральной Азии и Кавказа Университета Джона Хопкинса Сванте Корнеллом. Приведем текст интервью полностью.
Господин Корнелл, завершился Саммит ОБСЕ, после десяти часов обсуждений в Астане была, наконец, принята итоговая декларация, однако представители США и ЕС выразили сожаление в связи с тем, что лидерам ОБСЕ так и не удалось придти к решению о создании четкого графика действий. Как Вы оцениваете результаты саммита ОБСЕ в Астане?
Я сосредоточусь на существующих ныне территориальных конфликтах, которыми занимается ОБСЕ, с тем, чтобы обстоятельнее ответить на Ваш вопрос. Например, в случае с Грузией, – Абхазия уже не находится под мандатом ОБСЕ, из сферы компетенции ОБСЕ, ООН была выведена Южная Осетия, а ОБСЕ не продлила свои мандаты в силу обстоятельств. Что касается нагорно-карабахского конфликта, то здесь же ситуация в последние годы стала обуславливаться процессом урегулирования армяно-турецких отношений, что в основном выражалось в усилиях разделить эти два процесса. Именно на этом этапе была отмечена эскалация конфликта, свидетелями которой сегодня мы являемся. Вопрос Приднестровья имеет отношение больше к ЕС, чем к ОБСЕ. Здесь, на самом деле, в продлении мандата ОБСЕ в большей степени заинтересована Россия, присутствие миротворцев которой поддерживается именно со стороны ОБСЕ. Надо сказать, что в вопросе этого конфликта ОБСЕ также маргинализировалась, и вообще, в вопросе урегулирования всех этих конфликтов ОБСЕ утратила свои возможности.
Как Вы оцениваете заявление, которое было принято в ходе саммита ОБСЕ в Астане лидерами стран-членов МГ ОБСЕ и президентами Армении и Азербайджана? Способствует ли это заявление прогрессу в переговорном процессе или оно скорее демонстрирует регресс? Можно ли ожидать подписание большого мирного соглашения в ближайшем будущем?
Никаких практических шагов в направлении урегулирования Карабахского конфликта я не вижу. В качестве инструмента, способствующего урегулированию конфликта, МГ ОБСЕ я практически не воспринимаю. На протяжении 16 лет МГ ОБСЕ безрезультатно занимается урегулированием этого конфликта, в то время как с момента возникновения конфликта геополитический ландшафт региона претерпел определенные изменения, изменились сферы интересов как самого региона, так и сторон конфликта. Минская группа потеряла былой механизм своего влияния на процесс урегулирования конфликта, и я считаю, что здесь необходимо вмешательство очень серьезных дипломатов, которым удастся приблизиться к урегулированию конфликта и которые лучше владеют геополитическими процессами региона. Нынешняя МГ ОБСЕ действует неадекватно конфликту. Вся их деятельность направлена исключительно на оживление процесса, от которого никаких практических шагов ожидать нельзя.
То есть Вы хотите сказать, что МГ ОБСЕ является неэффективным инструментом для урегулирования нагорно-карабахского конфликта?
Существует несколько проблем, связанных с МГ ОБСЕ. Во-первых, я никак не могу понять, в чем заключается роль Франции в данном формате. МГ могла бы действовать более продуктивно, если бы Францию заменила ЕС. Думаю, все стороны согласились бы с этим, кроме Франции. Что касается Соединенных Штатов и России, то они также являются противоречащими друг другу сторонами. Как бы США ни стремились к урегулированию, миру и стабильности, используя для этого все возможные дипломатические механизмы, все равно, все эти усилия не реализовываются из-за России, ибо РФ просто не заинтересована в урегулировании конфликта. Следовательно, момент, когда каждая из упомянутых стран будет в равной степени заинтересована в урегулировании данного конфликта, просто не созрел. И это очень печально, поскольку хотя бы грузинская война должна была явно показать, что существует реальная угроза повторения сценария здесь, в случае с нагорно-карабахским конфликтом, который является сегодня самым опасным конфликтом в регионе.
В таком случае, каким образом мировому сообществу следует решать нагорно-карабахский конфликт?
Необходимы радикальные изменения МГ ОБСЕ. Следует снабдить ЕС необходимыми инструментами для полного внедрения последнего в данный процесс. Кстати, представлять ЕС может тот же французский дипломат, главное, чтобы за его спиной стояли институты именно Евросоюза. Ясно, что после окончательного урегулирования ЕС будет играть ключевую роль в осуществлении реабилитационных, пост-конфликтных процессов, и следовательно, он должен принимать участие и в процессе урегулирования конфликта.
Второй вопрос заключается в уровне подготовленности самих дипломатов: участие дипломатов среднего уровня в урегулировании такого конфликта, который затрагивает интересы стольких стран, просто недопустимо. Необходимо участие опытных, серьезных политологов, политических лидеров, которые пользуются доверием лидеров конфликтующих сторон и имеют с ними непосредственную связь. Только в этом случае можно надеяться на серьезные положительные сдвиги в процессе урегулирования процесса.
Фактически, вы принижаете роль МГ ОБСЕ, однако на этом фоне активизируются Турция и Иран, которые преследуют цель удовлетворить собственные интересы в процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта.
Я не думаю, что какая-либо из упомянутых Вами стран сможет активизировать или увеличить свою роль в этом вопросе. Я не могу себе представить, чтобы Армения согласилась на то, чтобы значимость Турции в этом процессе возросла, я думаю и Азербайджан не заинтересован в этом, так как в последнее время доверие между этими двумя странами значительно уменьшилось. Не говоря уж об отношениях между Ираном и Азербайджаном. Ни РФ, ни, в свою очередь, США не допустят активного вовлечения в процесс урегулирования нагорно-карабахского конфликта ни Ирана, ни Турции. Должен отметить, что РФ играет весьма отрицательную роль в этом процессе. Ни Турция, ни Иран не могут предложить РФ такую цену, которая могла бы помочь решить Карабахский вопрос, в то время как ЕС и США могут сделать это.
Каково будущее ОБСЕ? Астатинский саммит продемонстрировал неспособность этой организации обеспечить стабильность и безопасность территории, которая находится под её покровительством.
В сфере главных задач ОБСЕ – защита прав человека, обеспечение справедливого управления, поддержка избирательных институтов, – был отмечен серьезный регресс как в самой России, так и в других странах постсоветского пространства, в том числе в Армении и Азербайджане. Что касается безопасности, – ОБСЕ не позиционируется как реальная сила, которая действительно может обеспечить мирное существование стран-участниц данной организации.
» Новости » Минская Группа ОБСЕ действует…