Большую часть своей истории Хельсинки был небольшим провинциальным городом. Но XIX в. открыл перед будущей столицей Финляндии новые перспективы. Хельсинки, или, как он до сих пор называется по-шведски, Гельсингфорс, был заложен в 1550 г по указу правителя Швеции Густава Ваза (примерно с XII—XIV вв. и до 1809 г вся страна была подконтрольна шведскому королю). До XVIII в. сложно было предположить, что однажды Хельсинки станет столичным городом: условия жизни здесь были не самыми лучшими (чума не раз захаживала в эти края), да и первые каменные постройки появились здесь только в середине XVIII в. Более того, слабо защищенный и расположенный на берегу Финского залива, Хельсинки всегда был легкой мишенью для враждебных Швеции держав.
После Русско-шведской войны 1808—1809 гг., по Фридрихсгамскому мирному договору, Финляндия стала российской территорией, на правах автономии. В 1812 г Хельсинки неожиданно продвинулся по «карьерной лестнице», став столицей Великого княжества Финляндского. Мотивы у правителя Российской империи Александра I (1777-1825) в данном случае были исключительно политические. Шведская знать не собиралась так просто выпускать власть из своих рук, а перенос столицы из Турку на южную оконечность Финляндии мог существенно умерить геополитические амбиции Швеции.
Предстояло построить город практически заново, важно было и проложить коммуникации с соседними городами. Кроме того, обновленный Хельсинки должен был стать еще одним наглядным доказательством богатства и величия Российской империи. Уже в двадцатых годах XIX в. свет увидел проект реконструкции центральной части Хельсинки, по воле императора Александра I — по образу и подобию Санкт-Петербурга, впоследствии были позаимствованы даже некоторые названия улиц и площадей: к примеру, как и в Северной столице России, в Хельсинки есть Сенатская площадь.
В шестидесятых годах XIX в. стали прокладываться железнодорожные пути, по которым поезда из Хельсинки начали курсировать во многие города и отдаленные уголки Финляндии. В 1870 г была открыта железная дорога, связавшая две столицы: Хельсинки и Санкт-Петербург. Во время Первой мировой войны (1914-1918 гг.) в Финляндии было неспокойно. В 1917 г., после Октябрьской революции в России, у финнов появились все основания объявить свою страну независимым государством. Столицей новой Финляндии остался Хельсинки. Но уже очень скоро в стране началась гражданская война (27 января — 15 мая 1918 г.) — результат непримиримого противостояния партий социал-демократов («красных») и демократов («белых»). Несмотря на активную поддержку социал-демократов со стороны РСФСР, победу одержали «белые». К власти пришло буржуазное правительство, и Хельсинки пережил очередной бум строительства.
1939-1940 это годы Советско-финской, или Зимней войны, начавшейся с вторжения частей Красной армии на финскую территорию. Хельсинки остался в стороне от полей сражения, однако бомбы падали и на него. И в период Второй мировой войны он не понес крупных потерь: советская авиация делала попытки вновь сбросить бомбы на город. После войны Хельсинки продолжал расти и благоустраиваться. В 1952 г в городе прошли XV летние Олимпийские игры.
Актуальные для других европейских городов проблемы загруженности дорожных трасс, недостатков инфраструктуры и заторов в часы пик в Хельсинки уже давно потеряли свою остроту. Сегодня Хельсинки один из самых уютных европейских городов. Его можно назвать прекрасным примером того, что в столичной суете и загруженности все же есть место комфорту и порядку. Кроме того, Хельсинки входит в десятку городов мира с самым высоким уровнем дохода на душу населения. Каждый год в финскую столицу прибывают новые жители, в том числе и иностранные (примерно 10% населения Хельсинки составляют граждане других стран).
Хельсинские трамваи, или вариотрамы, заслуживают доброго слова. Хотя в городе действует метро, трамваи здесь — основной, самый удобный вид транспорта. В любое время года каждый день они ходят строго по расписанию, указанному на остановках. Более того, рядом с расписанием можно найти карту всех городских маршрутов.
Недооцененные когда-то шведскими правителями возможности Хельсинки сегодня позволяют ему быть во всех отношениях главным городом Финляндии. Около 90% самолетов, прибывающих в Финляндию, садятся в аэропорту Хельсинки-Вантаа. Не говоря уже о том, что столица стала морскими воротами Финляндии: здесь регулярно швартуются пассажирские паромы из Санкт-Петербурга, Стокгольма, Таллина, Ростока и Любека.
Большие перспективы в Хельсинки открываются перед молодежью. В столице 8 университетов. Хельсинкский университет был основан в 1640 г в тогдашней столице страны Турку, но, когда Финляндия вошла в состав Российской империи, переехал в Хельсинки. Сегодня здесь учатся около 38 000 студентов. В городе шесть технологических парков, самый известный из них — научно-популярный центр «Эврика», работающий по принципу интерактивности.
Одно из самых посещаемых мест в Хельсинки — Сенатская площадь. Появилась она в начале XIX в., когда шведы лишились своего влияния в Финляндии, а застраивалась затем в период 1818-1852 гг. Центр ее Кафедральный собор, известный также как Николаевский дворец (посвящен он святому покровителю Николая I, во времена правления которого и был возведен этот сияющий, словно выточенный из слоновой кости собор). В центре площади, напротив Николаевского дворца, был установлен памятник Александру II, ставшему императором в 1855 г. В памяти финнов этот правитель остался популяризатором финского языка (финский при нем стал официальным языком наравне со шведским). Самый уникальный архитектурный объект Хельсинки — построенная в 1969 г церковь на площади Темппелиаукио, она же концертный зал с великолепной акустикой, вырублена в гранитной скале. Единственным украшением зала служат медные пластины на потолке.
На улицах и площадях Хельсинки вообще много скульптурных памятников, как посвященных конкретным людям, так и представляющих собой аллегорические фигуры. Самым выдающимся из них считается памятник композитору Яну Сибелиусу. На четырех островах вблизи города расположена старинная крепость Суоменлинна (Свеаборг), занесенная в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, где расположены также многочисленные галереи, летом проходят Дни оперы и парусные регаты. На островах расположен и богатейший этнографический музей Сеурасаари.
ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ
■ Хельсинки расположен на 315 островах, соединенных между собой мостами.
■ Для многих жителей Хельсинки любимое средство передвижения — велосипед. Общая протяженность велосипедных дорожек в городе насчитывает около 1000 км, есть и множество стоянок специально для «железных лошадок». Туристы тоже могут взять велосипед под залог в пару евро.
■ Совершить экскурсию по городу можно и на трамвае круговых маршрутов ЗТ и ЗВ. Они специально проложены так, что позволяют осмотреть главные архитектурные достопримечательности Хельсинки.
■ В парках Хельсинки действует спецназ, состоящий из… хорьков. Дело в том, что в парках расплодились в несметном количестве кролики, наносящие заметный урон зеленым насаждениям, а хорьки — прекрасные охотники на них, легко проникают в норы. Было предложено людям, содержащим хорьков, помочь городу. Заодно и подзаработать. Услуги хорьков проходят по статье «садово-парковые работы» и оплачиваются по тарифу 10 евро в час. Животное-символ Хельсинки — белка.
■ В течение года в Хельсинки в среднем 121 дождливый день.
■ Сходство архитектурного облика Хельсинки и Санкт-Петербурга часто использовалось для натурных съемок голливудских фильмов о России. Среди этих фильмов и знаменитый «Доктор Живаго» (1965 г.) по роману Б. Пастернака.
■ В конце 2010 г. между Хельсинки и российским Санкт-Петербургом планируется запустить скоростные поезда «Аллегро», время в пути — три с половиной часа (расстояние 450 км).
■ В Хельсинки вещает русскоязычная FM-радиостанция «Спутник». 4% населения города — русские.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Столица Финляндии, административный центр провинции Уусимаа.
Языки: финский, шведский.
Этнический состав: финны, шведы, граждане других стран (10%).
Религия: лютеранство, православие.
Денежная единица: евро.
Крупнейшая река: Вантаа.
Главный порт: Вуосаари.
Важнейший аэропорт: международный аэропорт Хельсинки – Вантаа.
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
Сенатская площадь; Кафедральный собор Хельсинки (Николаевский дворец); Успенский православный собор; Церковь Темппелиаукио; Здание Государственного совета; Городской музей Хельсинки; Музей классического искусства Атенеум; Музей современного искусства Киасма; Национальный музей Финляндии; Зоопарк Коркеасаари; Морская крепость Суонмелинна (Свеаборг); Памятник Яну Сибелиусу; Этнографический парк Сеурасаари; Научно-популярный центр «Эврика»