Алексей Дударев написал продолжение легендарного фильма «Белые Росы»
В 1983 году на экраны вышел фильм «Белые Росы». Это стало событием, фильм полюбили, и не только в Советском Союзе, цитаты из него пошли в народ… Поэтому всех так взволновала новость, что драматург Алексей Дударев, по чьему сценарию были поставлены «Белые Росы», пишет продолжение… И вот у нас появилась уникальная возможность узнать, что же дальше случилось с Федосом Ходасом, его тремя сыновьями и другими жителями Белых Рос… Правда, пока не на экране, а на страницах газеты. Со следующего номера мы начнем печатать свеженаписанный сценарий, который называется «Белые Россы», — согласно сюжету, именно так назовется элитный коттеджный поселок, который проектируется на месте деревни. Мы встретились с Алексеем Дударевым в офисе Белорусского союза театральных деятелей, который он возглавляет, и первый вопрос прозвучал предсказуемо, но неизбежно.
— Что же подтолкнуло вас написать продолжение культового фильма?
— Во всяком случае, не меркантильные расчеты. Мне просто самому, как и зрителям, хотелось проследить дальнейшие судьбы героев в наше непростое время. Я понимаю скепсис некоторых… И сам столько мучился, когда так легкомысленно пообещал Геннадию Гарбуку во время празднования его 75–летия написать вторую часть «Белых Рос», — трудно было осмелиться взяться за дело. Только казалось, что это просто. И у тех моих друзей и знакомых, кто брал читать готовую рукопись, в глазах была тревога… Ведь придется делиться со мной впечатлениями, а все были уверены, что получилось что–то не так. Но их опасения не оправдывались. Поверьте, я очень редко бываю собой доволен. Но тут… Я действительно ничем не умалил первую часть. Не изменил режиссеру Игорю Добролюбову, горячо любимым мною артистам Всеволоду Санаеву и Борису Новикову, которых уже нет в живых… Никому, кто создавал фильм.
— Скепсис тут неизбежен — ведь в последнее время так модны стали римейки любимых старых фильмов. Сделали продолжение «Иронии судьбы» и «Трех мушкетеров». Пересняли «Служебный роман» и «Карнавальную ночь»… Даже Штирлица раскрасили.
— Почему не получаются римейки? Их делают совсем другие люди. И рассчитывают, что первая, скажем, «Ирония судьбы» «вытянет» другую… Она и «вытягивает». Обеспечивает зрительский интерес. Но это же другой фильм! А я не могу пойти на то, чтобы так–сяк сляпать продолжение. Для меня это неприемлемо. Это предательство тех, кто делал «Белые Росы» в 1983 году. Не знаю, что скажут читатели, но лично у меня сценарий вызывает теплое чувство, в нем показаны действительно современная жизнь, отношения между людьми. Нет там «бодрячков–старичков». Зато есть нечто неизменное, неподвластное времени. Основа. Как говорил мой коллега, писатель Мустай Карим: «Ветер перемен, когда он врывается на площадь, первое, что поднимает, — пыль. Однако ветер успокоится, пыль осядет, ее обязательно подметут, и люди увидят синее небо и солнце». В своем сценарии мне хотелось донести эту мысль. Ведь какими бы разными ни были, мы все — белые росы. Живем на одной земле, в одном государстве. И должны о своем государстве заботиться. Что такое улей? Это большая семья пчел. Некоторые философы считали, что если бы у людей была такая же организация, как у пчел, на земле наступил бы рай.
— Во второй части «Белых Росс» появляется новый персонаж — бизнесмен Русаченко, скупающий землю под коттеджный поселок. В современных сериалах такие персонажи обычно однозначные злодеи…
— Однозначный злодей — это уголовщина, а преступнику в Белых Россах не место. Я не идеализировал персонаж Русаченко, но почему, если человек богатый, он обязательно должен быть плохим? Негативное отношение к таким людям — от стереотипов, на мой взгляд. Конечно, есть нюансы: в бизнесе нужна жесткость. Ну представьте себе деликатного к сопернику боксера… Но и при этом можно не потерять благородства. Сострадание — это дар Божий. Человек, у которого появилась страсть делать деньги, забывая, для чего они нужны, — несчастен.
— У вас есть интересный эпизод — зимой вместо живого аиста по приказу бизнесмена в гнездо сажают искусственного…
— Признаюсь, у меня на даче есть такой искусственный аист… Но в сценарии это еще и символ. Настоящее, природное, если его не беречь, может улететь, как говорит мой герой Струк, «у жаркiя страны». У славян птица аист считалась святой… Кстати, моя первая книга так и называлась — «Святая птушка». Не нужно забывать и о том, что в Белых Россах живут люди необычные… Чудаковатые, что ли… Как говорится, не от мира сего.
— Вы не боитесь мнения, что вы написали утопию под девизом «все будет хорошо»?
— Мои друзья, которые читали сценарий, одновременно смеялись и плакали. Это ведь наша жизнь… А жизнь не может быть только смешной или трагичной… Никакой утопии в сценарии нет. Конечно, и после первого фильма мне говорили, что таких людей, как герои фильма, не бывает… Почему же он почти 30 лет не сходит с экранов? Почему помогает кому–то жить? Это не утопия. Это Радоница. Память о своих предках. Во второй части нового сценария есть сцена, когда потомки отмечают столетие Федоса Ходаса. Моему отцу в 2012 году тоже будет 100 лет… А недавно я узнал, что и Всеволоду Санаеву, который играл Федоса Ходаса, в 2012 году будет 100 лет. Такие совпадения не планировались. Но они очень волнуют.
— Со времени выхода первой части многое поменялось, вы уже сказали, что многих, кто делал картину, уже нет в живых…
— Но дух фильма утрачен не будет. Наверное, было бы логично снять его в тех же «точках», что и первый… Конечно, те места изменились — но это и хорошо. Они и по сюжету не могут быть такими же. В первой части «Белых Рос» мы видим семью — отца, Федоса Ходаса, и троих его сыновей — Андрея, Ваську и Сашку. Он их воспитал, вывел в люди… И ушел — с чувством выполненного долга. Теперь старший сын, Андрей, которого сыграет Геннадий Гарбук, берет на себя роль главы рода. Разумеется, такого уклада, как прежде, когда все родственники каждый день садились за один стол и ели картошку из одного чугунка, не будет. Но род остался. И у него есть нерушимый центр, который объединяет всех вокруг себя. В славянских семьях отца всегда слушались. Помните фильм «Семья Журбиных»? Отец, уже старый, слабый, когда взрослый и важный сын говорит ему что–то не то, дает ему подзатыльник при внуках и правнуках. И тот терпит как должное…
— Вы — за патриархальную семью?
— Я — за вечные ценности. Семья должна быть главной ценностью в государстве, и государство должно восприниматься, как большая семья.
— Фактически в своем новом сценарии вы рисуете портрет современного общества, затрагивая все его слои, от бизнесмена до бомжа… А где в Белых Россах вы отвели место людям творческим, интеллектуалам?
—Так «лобово» я не думал, но считаю, что многие мои герои — творческие люди… Например, внук Федоса Ходаса Артем — молодой, современный, владеющий языками… Ведь творческий человек в моем понимании — это не герой известного анекдота, которому советуют в ответ на жалобы, что никто не замечает его великий талант: «А ты уйди в запой!» Творческий человек просто делает свое дело. В нем есть «белая кость» — это хорошее определение, которое оболгали… В моем понимании это — внутреннее благородство, которое должно быть у каждого, кто считает себя интеллектуалом. Некий неизменный стержень… Ведь есть вещи, на которые «нового взгляда» нет и быть не может. Например, мать — это святое… Какой бы она ни была. У героя моего сценария, детдомовского мальчика Дениски, мать — пьяница, отказалась от него еще в роддоме. Но когда кто–то из мальчишек что–то оскорбительное сказал Дениске о его матери, тот бросился на обидчика. Это поступок.
— «Белые Россы» — конец сюжета?
— Конечно, теоретически, могут быть и «Белые Росы–3», и «Белые Росы–4»… Но ведь и второй сценарий — пока только проект, и я надеюсь, что он станет фильмом. Любое произведение — это сказка, виртуальный мир, куда нужно приходить из реальной жизни и чему–то там учиться. Название фильма — это цитата из «Белых Рос-1». Там так называется деревня, которую поглотил город. Белые Россы — это уже определение целого народа россов. Почему белые? Потому что чистые, верные, свои.
— Что ж, надеемся, что фильм состоится… А пока — будем ждать отзывов читателей о вашем новом сценарии.
Автор публикации: Людмила РУБЛЕВСКАЯ