“Армения категорически против решения (нагорно-карабахской) проблемы военным путем, и в случае развязывания Азербайджаном новой военной авантюры у Армении не будет иного выбора, как признать Нагорно-Карабахскую Республику де-юре и обеспечить безопасность ее населения всеми доступными средствами”. Об этом президент Армении Серж Саргсян заявил, выступая 10 декабря в Москве на сессии Организации Договора по коллективной безопасности.
“Ну, те, кто смотрели это заседание ОДКБ, наверное, слышали и выступление Ислама Каримова, что мы не будем вмешиваться в дела тогда, когда дело касается внутренних беспорядков или захвата чужих земель“, – заявил, комментируя данный вопрос , азербайджанский политолог Зардушт Ализаде.
Как заявил на сессии ОДКБ президент Узбекистана Ислам Каримов, “задача ОДКБ – прежде всего защита ее членов от внешних угроз”. По словам главы узбекского государства, “неприемлемо какое-либо участие в так называемых насильственных действиях внутри стран. В этом заключается наша принципиальная позиция. Насильственные действия внутри стран возникают по разным сценариям внутри и могут возникать при непосредственном участии и финансировании со стороны внешних сил. Надо разобраться в том, кто является организатором таких действий… Даже из истории государств пространства Содружества можно привести немало примеров. То, что Азербайджан и Армения на протяжении более чем 20 лет не могут договориться о путях мирного урегулирования Карабахской проблемы, говорит само за себя”, – подчеркнул И.Каримов.
“Я вам приведу один пример, – продолжил, комментируя этот вопрос , З.Ализаде. – Турция признала независимость Северного Кипра. И что произошло дальше? Признал ли еще кто-либо Северный Кипр? Потом сама же Турция уже во времена Эрдогана агитировала, чтобы турецкие киприоты проголосовали за план Кофи Аннана, который предусматривал объединение острова. Турки-киприоты проголосовали “за”, греки-киприоты проголосовали “против”. Все не так просто. Признание само по себе одним государством ничего не изменит, даже если к Армении присоединятся Науру, Никарагуа или Венесуэла. Россия независимость Нагорного Карабаха никогда не признает. Однозначно. А что касается того, что “мы вдарим по Азербайджану”, то раньше, когда в начале 90-х годов вопрос решался силами разрозненных ополчений, где командирами были трактористы, учителя географии, чайханщики, какие-то бывшие солдаты стройбата и директор шерстеваляльной фабрики, плюс еще русские наемники, которые воевали и за армян, и за азербайджанцев, и если учесть самый важный фактор, что в те годы в Баку происходила непрерывная чехарда с властью, когда подряд свергались все первые лица в борьбе за то, кто будет контролировать доходы от нефти, кто будет эксплуатировать народ, кто будет присваивать себе богатства, тогда, конечно же, малосильная, маломощная армянская армия смогла победить Азербайджан с большой легкостью. Тем более что, насколько я знаю, ход боевых действий 1993 года был согласован в Москве”.
По словам политолога, сегодня ситуация значительно изменилась. “Сейчас население Армении составляет миллион семьсот тысяч. Азербайджанское население – девять миллионов. Армения сейчас фактически банкрот. У Азербайджана около 25 миллиардов долларов валютного запаса. В азербайджанской армии где-то 100-110 тысяч бойцов, плюс еще если будут призваны резервисты, которые прошли военную службу, то это будет составлять около 200 тысяч. В Азербайджане есть артиллерийские системы, есть авиация, притом подавляющее превосходство в авиации. Есть такие современные виды оружия, которых у Армении нет. Есть ракеты. Причем, учитывая численное превосходство, азербайджанская армия, несомненно, ударит по трем направлениям. Это будет вдоль границы с Ираном, когда возьмут Физули, Джабраил, Зангелан с выходом на Губадлы в направлении Лачина. Второе направление – ударят по прямой, самый мощный удар будет через Агдам на Ходжалы, Аскеран и Ханкенди. И еще с севера – из Муровдага ударят по Кельбаджару. Хватит ли у армянской армии столько ресурсов, чтобы по трем направлениям воевать? А если они осмелятся нанести удар по Баку, то от Нахчывана до Еревана 70 километров, и там стоит нахчыванский корпус”, – подчеркнул З.Ализаде.
Он назвал бредовой надежду армянского руководства на то, что Россия окажет Еревану военную помощь в случае возобновления Азербайджаном боевых действий. “Что касается их бредовых идей о том, что якобы Россия им придет на помощь, то это абсолютно не обоснованное предположение. Москва имеет обязательство перед Ереваном по его защите в случае, если кто-то на Армению нападет. Но боевые действия будут идти на признанной на международном уровне территории Азербайджана. И непонятно, что там делает армянская армия. Непонятно. Если Ереван надеется на грузинский сценарий, то и в Абхазии, и Южной Осетии Россия имела, во-первых, миротворческий корпус, во-вторых, непосредственную границу. Здесь непосредственно Россия с Нагорным Карабахом не граничит. И с Арменией границы нет. И предположить, что российская армия, которая, надо признаться, находится далеко не в блестящем состоянии, вторгнется в Азербайджан и будет с боями продвигаться, маршем идти на Карабах, чтобы спасти те 40 тысяч армян, которые там остались, это опять-таки абсолютно бредовая идея.
А что касается российской военной базы, которая дислоцируется в Гюмри, то она находится там для того, чтобы иметь повседневный контакт с армянской армией и через армянский генералитет контролировать политическую элиту Армении. Там 15 истребителей МиГ-29 и батарея С-300. Вот и все. Их задача – не война против Турции, не война против Азербайджана, а контролировать армянскую армию и через армию контролировать политический класс”, – отметил политолог.
Комментируя вопрос с отставкой мэра Еревана и ожидаемых смещений с занимаемых должностей других высокопоставленных чиновников в Армении, З.Ализаде сказал: “Пусть хоть президента смещают, хоть премьера, хоть мэра, от этого же военно-экономическая мощь, финансовая мощь Армении не увеличится. Она – страна-рантье. Живет на подачки диаспоры – в этом году ей отвалили миллиард. Я думаю, что азербайджанская власть не будет воевать. Она подождет, пока Армения сама поспеет и упадет как спелый плод, потому что через два или три года она не сможет уже обслуживать проценты своих внешних долгов. И Армения будет опять с вытянутой рукой ходить по всему миру и просить деньги. И у нее будут спрашивать, а для каких нужд вы просите деньги? Чтобы вести войну с соседним государством? Чтобы оккупировать ее территорию? Содержать непомерную для ваших сил армию? Вот эти вопросы Еревану будут задавать. “Ах ты пела, так поди и попляши”. Спрашивается: и сколько же можно жить со средневековыми понятиями? Сейчас уже XXI век, а не XVI. У нас в Азербайджане тоже есть люди, которые живут представлениями отживших веков, но не они решают государственные вопросы. А в Армении эти архаичные люди сидят во главе государства”.
А как заявил руководитель Центра политических инноваций и технологий Мубариз Ахмедоглу, признание Арменией независимости Нагорного Карабаха ровным счетом ничего не изменит.
“На самом деле тот факт, что Серж Саргсян поднял этот вопрос и на саммите ОБСЕ в Астане, и на сессии ОДКБ в Москве, свидетельствует о его беспомощности. В противном случае он привел бы иные аргументы. Заявление же о том, что будет признана независимость Нагорного Карабаха, является последним аргументом, к которому способна прибегнуть армянская сторона. Это означает, что все другие аргументы исчерпаны. Отсюда проистекают два вопроса. Непосредственно для Азербайджана ничего не изменится, потому что мы в вопросе освобождения оккупированных территорий, в том числе и Нагорного Карабаха, рассчитали свои силы с учетом того, что против нас будут противостоять оккупационные армянские силы, находящиеся в Нагорном Карабахе, все население Армении, а также армянская диаспора. То есть Азербайджан рассчитывает свои силы с учетом вышеуказанных трех факторов, и мы в состоянии оказать достойное сопротивление этим силам противника. Плюс, Баку учел и тот факт, что дополнительную помощь Еревану могут оказать и внешние силы из ближнего и дальнего зарубежья. Руководство Азербайджана учло и этот фактор”, – отметил он.
“Что же касается вопроса, связанного с ОДКБ, то Узбекистан придерживается справедливой позиции. Но есть также и следующее обстоятельство. Что решения в ОДКБ принимаются на основе консенсуса. И в этом плане я не думаю, что, скажем, Беларусь поддержит инициируемое Арменией участие совместных сил стран-членов ОДКБ в направленных против Азербайджана боевых действиях. И я уверен, что в случае, если Баку начнет боевые действия по освобождению Нагорного Карабаха от армянской оккупации, ни Беларусь, ни Казахстан, ни Узбекистан не проголосуют за начало войны против Азербайджана.
С другой стороны, в уставе ОДКБ есть одно положение, согласно которому силы ОДКБ не могут быть использованы на пространстве СНГ против союзников России. То есть понятно, что если на какую-либо страну-члена ОДКБ будет совершено нападение, то другие государства-члены организации вступят в открытое военное противостояние лишь в том случае, если нападение было совершено из-за пределов Содружества Независимых Государств. А Азербайджан является членом СНГ. Еще раз повторюсь, что Россия неоднократно заявляла о том, что ОДКБ никогда не будет использоваться против союзников России, состоящих в членстве СНГ. А как заявляли Бордюжа, а также различные российские официальные лица, Нагорный Карабах де-юре является составной частью Азербайджана. То есть обсуждаемые в рамках ОДКБ вопросы не могут никак быть примененными к Нагорному Карабаху. Если, скажем, на Ереван совершат нападение Турция, Иран или Грузия, или же с территории какой-либо другой страны по Армении будет нанесен ракетный удар, то в этом случае ОДКБ может объявить войну Анкаре, Тегерану, Тбилиси и т.д.
Допустим, что даже если Баку нападет на Ереван, то и в этом случае ОДКБ не станет сразу же открыто вмешиваться в конфликт и защищать Армению, потому что Азербайджан является союзником России на пространстве СНГ. А в случае, если на Армению нападут, скажем, Турция, Иран или Грузия, то ОДКБ, не задумываясь, встанет на защиту интересов Еревана. Поэтому и заявления президента Сержа Саргсяна о признании независимости Нагорного Карабаха являются блефом. Пусть сколько хотят признают независимость Карабахе. И вообще, сегодня число сторонников признания независимости Нагорного Карабаха в Армении продолжает редеть, так как там заявляют о том, что мы воевали за то, чтобы Нагорный Карабах был присоединен к Армении, а не за его независимость. По Нагорному Карабаху Ереваном было принято два решения. Первое, признать его независимость, и, второе, присоединить к Армении. И они сейчас не могут сделать выбор. Если Ереван признает независимость Нагорного Карабаха, то кроме Армении ее никто не признает”, – подчеркнул М.Ахмедоглу.
В свою очередь, политолог Лейла Алиева считает, что “речь идет о том, что поскольку переговорный процесс в рамках Минской группы ОБСЕ в очередной раз зашел в тупик, то каждая из сторон пытается выйти из сложившейся ситуации по-разному”.
“Попросту говоря, Армения, как всегда, не готова к компромиссам и пытается оказать давление на Азербайджан таким образом. В свою очередь, не теряется и Азербайджан – и тоже отстаивает свою позицию. Просто это лишнее доказательство того, что Армения не готова к серьезным компромиссам и пытается найти поле или рамки, в которых она могла бы обрисовать свои проблемы безопасности. В частности такой удобной для нее платформой является ОДКБ, хотя ОДКБ не такая уж идеальная платформа для Армении, потому что есть такие страны, как Узбекистан, у которых свои проблемы тоже могут быть связаны с территориальными вопросами. Или, скажем, сама Россия. Ну, правда, России это мало касается, потому что, как мы знаем, там все равно двойные стандарты в этом вопросе”, – заявила она . По мнению Л.Алиевой, признание независимости Нагорного Карабаха одной только Арменией ничего не даст.
“Главное, это позиция международного сообщества по отношению к Карабаху, и, в первую очередь, конечно, западных стран. Баку отдает предпочтение на рассмотрение вопроса под патронажем ООН, потому что в рамках ООН достаточно однозначно поддерживается территориальная целостность Азербайджана. Если же Армения последует примеру России, признавшей Абхазию и Южную Осетию и создавшей, скажем так, легальный прецедент, хотя, в общем-то, это было нарушением международных законов, и признает независимость Нагорного Карабаха, то Ереван может остаться в полном одиночестве и в еще большей изоляции. Так что я не думаю, что это даст начало какому-то процессу.
ИноСМИ.Ru
Нужен ли нам американский Путин?
Китай, судьба Сибири
Немного посмеяться над российскими правителями
Дело в том, что существуют вещи, по поводу которых есть консенсус. В свое время это было признание Косово. Но такой же консенсус существует по поводу признания территориальной целостности Грузии, и западные страны неоднократно заявляли, что они полностью поддерживают территориальную целостность грузинского государства. Если Азербайджан сам не пойдет на компромиссы, касающиеся своей территориальной целостности, то в принципе нет такого закона, который бы заставил какую-то часть Азербайджана отделиться саму по себе. Поэтому я думаю, что Серж Саргсян хочет создать определенный момент, который бы повлиял на Азербайджан в том смысле, что такое признание предположительно может вызвать целую цепочку каких-то событий. И я думаю, что это давление может, конечно, усугубиться, если к этому присоединится Москва. Но, мне кажется, что России это не очень выгодно в данный момент, поэтому, скорее всего, это может остаться всего лишь на уровне Армении”, – резюмировала Л.Алиева.
» Новости » Азербайджанские эксперты о…