Вчера в Приднестровье состоялись парламентские выборы. Их исход был предрешен власти непризнанной республики заранее позаботились, чтобы там не осталось ни одной серьезной оппозиционной силы. Теперь возобновление полноценных переговоров по урегулированию приднестровского конфликта зависит не от расклада сил в Тирасполе, а от того, появится ли в Молдавии правящая коалиция. Кремль, который, по данным “Ъ“, заинтересован в решении проблемы Приднестровья до 2012 года, взялся помочь Кишиневу получить работоспособное правительство. Пока, впрочем, безуспешно.
Приднестровье определяется
Голосование в непризнанной Приднестровской молдавской республике (ПМР) всегда отличалось высокой дисциплиной. Так произошло и вчера: население, вдохновленное агитацией, послушно пришло на избирательные участки в количестве, достаточном для того, чтобы выборы состоялись. Личным примером политической сознательности на сограждан воздействовал и президент ПМР Игорь Смирнов, бессменно возглавляющий регион уже 20 лет. Проголосовав, он сообщил, что отдал голос “за народ и его будущее”. Разумеется, светлое.
“Наше государство развивается по законам демократии, поэтому у нашего народа есть не только настоящее, но и будущее”, заявил приднестровский лидер. Он напомнил, что в Приднестровье статус официального принадлежит трем языкам русскому, молдавскому и украинскому, гражданам разрешено иметь двойное гражданство, а также законодательно закреплено свободное волеизъявление и участие народа в управлении государством. “Все это в стране существует не для того, чтобы Запад или Европа посчитали, что мы “правильные”. В этом заключено понимание, что человек главное в государстве”, заключил президент, не уточняя, какого человека он имеет в виду.
В ходе состоявшихся выборов должно быть избрано 43 депутата. На мандаты же претендует втрое больше 120 человек. Часть из них поддержали существующие в республике партии, главным образом партия “Обновление”. Еще год назад она была в жесткой оппозиции президенту Смирнову, а ее лидер Евгений Шевчук, занимавший пост спикера парламента, критиковал власть за авторитарный стиль руководства, нецелевое расходование средств за потребление российского газа (долг ПМР “Газпрому” давно перевалил за $2 млрд). Но за полтора года до нынешних выборов приднестровский лидер начал подготовку к тому, чтобы новый парламент был максимально лоялен исполнительной власти. Господина Шевчука отправили в отставку сначала с должности спикера, а затем и с поста лидера “Обновления”. Сменивший его Анатолий Каминский быстро нашел общий язык с президентом.
Евгений Шевчук обвинил власти в “коррупции, кумовстве и семейственности” и пошел на выборы в одиночку. Он вполне может попасть в парламент, хотя вчера сторонники господина Шевчука жаловались “Ъ”, что на всех избирательных участках его округа дежурили сотрудники госбезопасности, требовавшие обеспечить их присутствие при подсчете голосов.
Так или иначе, но уже сейчас можно сказать, что новый состав приднестровского парламента, даже если в нем и окажется оппозиционер Шевчук, не будет особо досаждать Игорю Смирнову.
Москва выжидает
Российские власти в последнее время выражают недовольство действиями Игоря Смирнова, который не только наотрез отказывается платить за российский газ, но и не очень понятно для Москвы расходует направляемую в республику финансовую помощь из России. Этим летом РФ даже приостановила перевод в Тирасполь средств, предназначавшихся для выплаты пособий приднестровским пенсионерам. Поводом для такого решения стали подозрения в махинациях с этими деньгами.
Нет у Москвы иллюзий и насчет демократичности приднестровского режима. Во всяком случае, глава комитета Госдумы по делам СНГ Алексей Островский высказывается в адрес тираспольских властей крайне жестко. “Ситуация в ПМР, сложившаяся в первую очередь благодаря Смирнову, противоречит интересам приднестровского народа. Но не противоречит интересам Смирнова и его семьи. Руководство РФ должно последовательно давить на Смирнова, с тем чтобы гармонизировалось не только законы ПМР и России, но и практика их применения, заявил господин Островский “Ъ”. Будущее у народа Приднестровья может быть только тогда, когда там будут открыто звучать точки зрения, отличные от точки зрения Смирнова. А пока там будут происходить процессы, препятствующие и развитию республики, и урегулированию проблемы, при которой ПМР, являясь частью Молдавии, остается непризнанной, из-за чего там падает качество жизни и наблюдается колоссальный отток населения. На территории, где остаются только пенсионеры и дети, невозможно развитие экономики”.
Пока, впрочем, Москва не спешит предпринимать активные действия на приднестровском направлении. Хотя источники “Ъ”, близкие к переговорному процессу, говорят о растущей заинтересованности Кремля в том, чтобы урегулировать этот вопрос до президентских выборов в России в 2012 году. В этом случае президент Дмитрий Медведев получил бы лавры миротворца, решив конфликт 20-летней давности.
Однако для реализации такого сценария, отмечает собеседник “Ъ” на Старой площади, необходимо, чтобы в Молдавии появилась правящая коалиция, способная избрать президента и сформировать правительство. “Мы ждем появления дееспособной и разумной коалиции, чтобы реально оценить ситуацию, в том числе вокруг Приднестровья, говорит высокопоставленный российский переговорщик и добавляет: Такой коалицией мог бы стать союз коммунистов и демократов. Но при условии, что они перестанут друг другу доказывать, кто победил, а кто проиграл, а подумают о будущем страны”.
Поддержка Россией именно такого альянса может объясняться тем, что в 2008-2009 годах Москва фактически согласовала план воссоединения Молдавии с правившими в ту пору коммунистами. Он среди прочего предполагает международное закрепление вечного нейтралитета республики, гарантирующего, что она никогда не вступит в НАТО, и особый статус Приднестровья.
Молдавия совещается
Подтверждением желания Москвы плотно заняться вопросом Приднестровья стал недавний визит в Кишинев руководителя администрации президента РФ Сергея Нарышкина. Он встретился с лидером коммунистов Владимиром Ворониным и главой Демпартии Марианом Лупу. Пока, правда, эти переговоры не привели к созданию коалиции между ними.
Всего в парламент Молдавии по итогам прошедших 28 ноября выборов прошли четыре партии Коммунистическая (42 места), Либерально-демократическая (32), Демократическая (15) и Либеральная (12). Для избрания президента необходим 61 голос. Но такого большинства нет ни у кого. Либералы и либерал-демократы, выступающие против альянса с коммунистами, пытаются договориться о тройственном союзе с демократами. Но и в таком составе они будут бессильны избрать главу государства на троих у этих партий будет лишь 59 голосов.
Продвигаемый Россией альянс демократов с коммунистами также не будет иметь для этого достаточного количества голосов (в случае объединения у них будет только 57 мандатов). Впрочем, вчера собеседники “Ъ” в Компартии заверили, что найти четыре голоса “на стороне” не составит труда. На это же рассчитывают и в Москве. “В рядах остальных двух партий есть прагматичные и сознательные люди. Они могут проголосовать за президента, выдвинутого Компартией и демократами”, уверяет российский дипломатический источник “Ъ”, курирующий молдавское направление. Ранее о своих претензиях на должность главы государства неоднократно заявлял Мариан Лупу. И коммунисты, по некоторым данным, готовы удовлетворить его амбиции.
В разгар переговоров о конфигурации будущей коалиции молдавский конституционный суд удовлетворил ходатайство Компартии о пересчете голосов. О его результатах должно быть объявлено уже в среду. И не исключено, что в итоге количество сторонников, которых коммунистам предстоит искать в рядах других партий, может уменьшиться.
Наряду с Россией активность в Молдавии проявляет и ЕС. В минувшую пятницу в Кишиневе побывал глава Европарламента Ежи Бузек. Лидер либерал-демократов премьер Влад Филат прокомментировал его приезд так: “Евросоюз желает, чтобы в Молдове были продолжены реформы, начатые в 2009 году”. Понимать эту фразу следует так: ЕС надеется, что правивший в республике Альянс за европейскую интеграцию, в который до выборов входили либерал-демократы, либералы и демократы, будет воссоздан. Чье влияние российское или западное окажется сильнее, станет ясно уже скоро.
Владимир Соловьев; Александр Лебедев, Кишинев