Гела ВАСАДЗЕ
С незапамятных времен империи делали две вещи – экспортировали свою систему ценностей и строили дороги. Наиболее известный пример, дошедший до наших дней, римское право и дороги. Впрочем, и другие империи не были исключением. И до и после Рима коммуникации являлись основным инструментом влияния. Ментальные коммуникации обеспечивались общей системой ценностей, тогда как физические – дорогами. Дороги нужны были не только и не столько для того, чтобы по ним в случае необходимости быстро двигались легионы. Гораздо важнее было обеспечить торговые и культурные связи с метрополией, ибо, как известно, ишак, груженный золотом, возьмет любую крепость.
Небольшие государства справлялись с этой задачей гораздо хуже. Хорошие дороги – дорогое удовольствие, и при ограниченных ресурсах построить добротную сеть дорог практически невозможно. Впрочем, вопрос дорог для них не менее актуален, чем для больших государств, а зачастую и более. Долгие годы Грузия в плане коммуникаций напоминала кусок мяса, надетого на шампур. Магистраль запад – восток связывала две части страны и районы вокруг нее развивались, тогда как все остальные части Грузии были весьма слабо связаны с центром. Во времена Эдуарда Амвросиевича это мало кого волновало, прежде всего потому, что были другие приоритеты. Система не нуждалась в дорогах, точно так же, как не нуждалась во многих естественных вещах. Одно слово – период стабилизации или застоя, кому как нравится.
Ситуация изменилась после ноября 2003 года, а именно тогда, когда Грузия вступила на путь вестернизации, то есть завершающую фазу формирования современного национального государства. Государства с гражданским обществом, при котором все этнические группы населения страны составляют нацию с устойчивыми экономическими связями и общими интересами. Представить себе такое государство без дорог решительно невозможно.
Возможно, когда-нибудь историки назовут время правления команды Михаила Саакашвили в Грузии временем создания физической инфраструктуры, и будут абсолютно правы. Можно как угодно относиться к нынешним властям Грузии, но в чем им никак нельзя отказать, так это в понимании простой истины: без физической инфраструктуры невозможно представить какое-либо развитие. И дороги это то, что должно быть построено прежде всего.
Признаюсь, изначально, я весьма скептически относился к проекту строительства автобана Тбилиси – Батуми. Скептицизм был вызван прежде всего тем, что в условиях отсутствия хороших внутренних дорог, связывающих регионы Грузии, автобан казался излишней роскошью, подобной плазменному телевизору в разрушающемся бараке. Однако, жизнь показала несостоятельность данной позиции, автобан строится, и вместе с ним строится сеть внутренних дорог.
Значение дороги, о которой сейчас пойдет речь, трудно переоценить. На протяжении многих лет жители Джавахети были практически оторваны от столицы Грузии. Представьте себе сельскохозяйственный регион, оторванный от основного рынка сбыта. Можно было сколько угодно говорить о значении изучения грузинского языка в регионе, населенном, в основном, армянским населением. Все это осталось бы только благим намерением, если бы у жителей региона не появилось конкретных экономических стимулов интеграции в систему грузинского общества и государства. Сегодня эти стимулы неизбежно появятся, ибо связь с полуторамиллионым мегаполисом, как основным рынком сбыта сельскохозяйственной и прочей продукции региона – самый весомый стимул.
Когда мы говорим о неизбежности процессов исторического развития, имеется в виду то обстоятельство, что развитие рыночных отношений неизбежно приводит к возникновению прочных хозяйственных связей, что и предопределяет создание единой современной нации. Два элемента – наличие физической инфраструктуры и гражданского общества одинаково важны и необходимы. Без дорог нет коммуникации и логистики. Однако, без комфортной бизнес-среды и равенства всех перед законом хорошие дороги могут служить лишь удобным средством для передвижения госчиновников, и не более того. Если у жителей Джавахети не будет возможности беспрепятственно доставлять продукты своего труда на рынок столицы Грузии, толку от этой дороги будет мало. Этот небольшой пример очень хорошо показывает взаимосвязь и взаимозависимость между физической инфраструктурой и системой ценностей.
И, все-таки, вернемся к вопросу об империях и дорогах. Очень часто можно услышать мнение об империализме Соединенных Штатов. С точки зрения распространения своей системы ценностей и своих технологий США действительно можно считать империей. Вот и эта дорога была построена при финансовой поддержке империи, находящейся по ту сторону Большой Лужи. Но разве кто-нибудь может сказать, что это плохо?
Империи и дороги
Долгие годы Грузия в плане коммуникаций напоминала кусок мяса, надетого на шампур. Магистраль запад – восток связывала две части страны и районы вокруг нее развивались, тогда как все остальные части Грузии были весьма слабо связаны с центром…