Признание павлодарского осужденного в интернете может стать причиной для серьезных разбирательств в системе КУИС. Заключенный колонии-поселения назвал себя рабом тюремного начальника и депутата Парламента…
Николай Энелане, Признание павлодарского осужденного в интернете может стать причиной для серьезных разбирательств в системе КУИС. Заключенный колонии-поселения назвал себя рабом тюремного начальника и депутата Парламента. Человек, снятый на любительскую камеру, утверждает, что его заставили пасти стадо овец, якобы принадлежащее известному мажилисмену. Впрочем, представители уголовно-исполнительной системы уже назвали скандальное видео провокацией. О пастухе, ставшем героем мировой паутины, расскажет Николай Энелане.
Голая степь, старый автобус с печкой, собака на цепи, загон для скота. В таких условиях Арыстан Бейсатов прожил пять месяцев. О рабском труде заключенный колонии-поселения в поселке Щидерты поведал интернет-пользователям. Выложил видео на популярный ресурс. Рассказывает: за еду вынужден пасти скот высокого начальства и даже депутата Парламента.
Арыстан Бейсатов, заключенный АП 162/10:
“В данный момент здесь находится 82 головы начальника контрольной службы Дербесова, 43 козы Айтпаева, замначальника, 51 голова начальника учреждения Исаханова и 175 голов депутата Утегенова”.
Если интернет-пользователей запись шокирует, то в региональном департаменте КУИС открытием она не стала. Объясняют, что заключенный просто схитрил. Договор с крестьянским хозяйством, за которым, как утверждают в КУИСе, числится скот, существует. Работодатель лишь затянул с выплатой зарплаты за полгода. Давал только продукты.
Абдель-Насер Альменов, начальник департамента КУИС Павлодарской области:
“Осужденный, действительно, такую цель преследовал. С другой стороны, у него заканчивался срок договора, он был до 1-го ноября. И естественно, у него были переживания, что могут ему не оплатить”.
А вот для правозащитников признание заключенного – повод для серьезной проверки. Как со стороны Комитета уголовно-исполнительной системы, так и независимых наблюдателей. Даже если трудовой договор и был, то почему в степи осужденный находился один и работал за еду, фактически в невольничьих условиях. И как в эту историю затесалось имя депутата казахстанского парламента.
Светлана Ковлягина, правозащитник:
“Он должен 24 часа в сутки в колонии-поселении находиться под надзором сотрудников этого учреждения. А если с мая месяца за ним нет никакого присмотра, тогда что это за исправление – пасти чужих баранов?”
Чьих именно баранов пас заключенных – станет ясно после публичного расследования, а не после внутренней проверки, считают правозащитники. Они уверены, пасти за еду скот мелкого фермера руководство колонии-поселения вряд ли позволило бы.
Николай Энелане, корреспондент:
“Вполне возможно, что в Казахстане неизвестных пастухов за колючей проволокой десятки и даже сотни. В отличие от обычных тюрем, в поселения международные наблюдатели не ездят. Скандальная видеозапись, по мнению некоторых правозащитников, лишь подтверждает худшие опасения. Это значит, осужденные вместо заключения под стражей могут попасть в рабские кандалы”.