Ивановские близнецы

Роднит города не только название

ЧТОБЫ добраться из Минска в Иваново, нужно сесть в идущий на Брест вечерний поезд и рано утром выйти на небольшой станции Янов–Полесский, где состав останавливается на несколько минут. Еще четверть часа на автобусе — и вы на центральной площади небольшого патриархального городка. Здесь здание райисполкома с одной стороны соседствует с православным собором, а с другой — с католической церковью.

В эти дни площадь украшает стройная и пушистая новогодняя елка. Читатель уже, конечно, догадался, что это не знаменитое ткацкими фабриками российское Иваново, а его белорусский тезка. Чем он, интересно, может похвастаться? И есть ли что–то общее между двумя городамитезками?

Ивановцы сегодня налаживают дружеские отношения. Инициатором стала россиянка Ольга Егорова, председатель клуба любителей бега «Автокрановец» и большой патриот. Она организовала пробег от российского Иваново до Бреста по местам боевой славы в честь героев Великой Отечественной войны. В белорусском Иваново, расположенном недалеко от конечной точки маршрута, россияне останавливаются, чтобы возложить цветы к памятнику погибшим.

— Мы предложили администрации российского Иваново заключить договор о партнерском сотрудничестве, — рассказала корреспонденту «СОЮЗа» заместитель председателя Ивановского райисполкома Елена Дорогокупец. — Главная цель — культурное сотрудничество, развитие дружественных белорусско–российских отношений. А еще — реализация многогранного проекта «Ивановские близнецы». Предполагается обмен спортивными, фольклорными коллективами, туристический обмен. Начинают сотрудничать наши городские газеты.

А предложить белорусским ивановцам есть что. Они, например, регулярно проводят межрегиональный фестиваль «Фольклор без границ». Традиционные его участники — художественные коллективы из разных регионов Беларуси, Польши, Украины. На очередной праздник, который пройдет в январе на Крещение уже в шестой раз, решено пригласить и российских ивановцев. А там, глядишь, и сами в гости съездят. Как уже с успехом выступали с концертами в Омске, Пензе, на родине Михаила Шолохова в станице Вешенской, а сейчас готовятся к концертам на Смоленщине.

Глубинную суть взаимного интереса понимаешь особенно отчетливо, побывав в ближайших от белорусского Иваново селах. Достоево — прародина великого русского писателя Достоевского. Федор Михайлович, отлитый в бронзе, встречает у местной школы, носящей его имя, со стены фойе также смотрит портрет классика. Писатель хорошо знал, откуда родом его предки, хотя они и покинули эти места еще во второй половине XVIII века, считал себя потомком пинского маршалка — как бы сейчас сказали, руководителя районного масштаба. И фамилию с ударением на втором «о» произносил совсем не случайно, рассказывает руководитель школьного музея Достоевского Анатолий Бурак.

Многолетний энтузиазм этого педагога поражает. Он с помощью единомышленников собрал более трех тысяч экспонатов, раскрывающих историю семьи и творчества Федора Достоевского, многие из них уникальны. Вот пример. Под грузом 500–летней истории имение Достоевских практически исчезло, остался лишь фрагмент кирпичного погреба. Однако, по счастью, в одном из львовских музеев сохранилась подробная инвентарная опись имения XVII века. По ней в Достоево восстановили подробный план дворовых построек и сделали небольшую диараму.

— В 2011 году будем отмечать 190–летие Федора Достоевского, намерены провести в связи с этим международную научную конференцию, пленэр, конкурс ученических сочинений и другие мероприятия, — рисует перспективы Анатолий Бурак. — Однако не за горами и двухсотлетний юбилей. Почему бы к этой дате не восстановить родовое поместье Достоевских? Это было бы весомым вкладом в культуру и Беларуси, и России. Рассчитываем на союзный бюджет.

Из Достоево направляемся в неповторимое местечко Мотоль, где переплавились в единое целое белорусская, польская, итальянская, латышская, еврейская культуры. Наследники этого духовного капитала во времена столыпинской реформы и позже переселялись в Омскую область, Челябинск, Читу и на Дон, но сохранили свои язык, обычаи и связь с родной землей. Об этом рассказала неистощимая на энергию энтузиастка, директор Мотольского историко–фольклорного музея Ольга Мацукевич.

Поскольку наша встреча проходила под Новый год, обойти кулинарные пристрастия мотолян, которыми они прославились на всю Беларусь благодаря празднику «Мотальскiя прысмакi» («Мотольские лакомства»), было бы непростительно.

— Расскажу о том, что ставили на стол на Коляды, — невольно разжигает мой аппетит Ольга Григорьевна. — Поскольку этому народному празднику предшествует пост, то и блюда — их полагалось не менее 16, готовят соответствующие. Грибной квас, рыба жареная, пареная, вареная, соленая, квашеная капуста с льняным маслом… А уж наутро после поста выставляют колбасы и другие мясные блюда, сделанные по старинным рецептам. Не обходится, конечно, и без хлебного вина, полученного из пророщенного зерна. Туристы, в том числе российские, в восторге.

…На прощание хлебосольные ивановцы просили передать через нашу газету новогодний привет и наилучшие пожелания своим «тезкам». Здесь, на Брестчине, в белорусском Иваново, их всегда встретят как самых дорогих гостей.

ИВАНОВО — ДОСТОЕВО — МОТОЛЬ

Автор публикации: Владимир БИБИКОВ

Исправленному верить

Наш исторический выбор – независимая, сильная и процветающая Беларусь

Наш исторический выбор – независимая, сильная и процветающая Беларусь

Наш исторический выбор — независимая, сильная и процветающая Беларусь

Методом эксперимента

This entry was posted in Без рубрики. Bookmark the permalink.

Comments are closed.