В.Доскалов: Не кажется ли вам, что вы пытаетесь руками парламента узаконить государственное рейдерство? Сегодня достаточно дел, когда органы правоохранительные, через подставных лиц, проводят эту процедуру. Никаких шансов МСБ мы не оставляем для выживания
Ренат Ташкинбаев, Финансовая полиция объявила в розыск ряд должностных лиц КНБ. Эти люди проходят по одному делу вместе с экс-главой шестого департамента Комитета нацбезопасности Адилем Абенововым. Об этом сегодня в Астане заявил глава финансовой полиции Кайрат Кожамжаров. Он также прокомментировал и ход дела бывшего министра Жаксылыка Доскалиева. Следствие добивается продления срока ареста до 4-х месяцев. Подробности последних громких дел глава финпола озвучил в Парламенте. Но пожалуй более всего запомнилась его идея о введении уголовной ответственности для юридических лиц. Удалось ли главному борцу с коррупцией убедить в своей правоте депутатов, расскажет Ренат Ташкинбаев.
Ренат Ташкинбаев, корреспондент:
“После вчерашнего заявления президента, о том, что госорганы должны в очередной раз перестать оказывать давление на бизнес, сегодняшний законопроект, инициированный Финансовой полицией, об уголовной ответственности юридических лиц, депутаты считают как-то некстати”.
Кайрат Кожамжаров пришел в парламент, когда время депутатов подходило к законному обеду. Но мажилисмены отказываются от перерыва, чтобы высказать шефу Финпола свое негодование обсуждаемым законопроектом. Прежде всего, народные избранники, никак не могут взять в толк, ну, как юридическое лицо можно, например, уличить, во взятке?
Владимир Нехорошев, депутат Мажилиса Парламента РК:
“Вообще, честно сказать, я трудно представляю, что такое юридическое лицо. Вот физическое лицо, понятно, есть уши, нос есть. А вот юридическое, я себе не представляю, и мы пытаемся уголовное наказание перенести, вот торопясь, на это юридическое лицо”.
Кайрат Кожамжаров заявил, что Финпол не торопится, а наоборот, значительно опоздал, с принятием обсуждаемого законопроекта. Он, считает, что если бы доступ к юридическому лицу был бы у ведомства раньше, то запутанных экономических преступлений, которые ведомству приходится распутывать сейчас, удалось бы избежать. Смысл нового закона в том, что юридическое лицо будет привлекаться к уголовной ответственности, как бы опосредовано, то есть через виновность физического лица. Депутаты опять не поняли, и главе Финпола пришлось объяснить закон на конкретном примере. Кажется, речь шла об уголовном деле в отношении акционеров компании KazakhGold.
Кайрат Кожамжаров, председатель АБЭКП РК:
“Есть 2 уголовных дела, которые связаны с российским бизнесом и которые направлены сейчас в суд. Сумма ущерба в одном случае более 600 миллионов долларов. Если мы ограничимся применением ответственности, если мы сейчас привлечем трех должностных лиц из этого предприятия и из 600 миллионов, которое государство должно получить, мы получим, ну, 500 тысяч долларов”.
В необходимости принятия законопроекта Кожамжаров убеждал депутатов, как только мог. Но народные избранники были непреклонны. У многих еще на слуху вчерашние слова президента в защиту предпринимателей.
Валерий Доскалов, депутат Мажилиса Парламента РК:
“Не кажется ли вам, что вы пытаетесь руками парламента узаконить государственное рейдерство? Сегодня достаточно дел, когда органы правоохранительные, через подставных лиц, проводят эту процедуру. Никаких шансов МСБ мы не оставляем для выживания”.
Постепенно Кожамжаров, начинает, выходить из себя. Один из мажилисменов в сердцах употребил слово из профессионального словаря борцов с рейдерством – “кошмарить”. Далее шеф Финпола говорил с депутатами уже на одном языке.
Кайрат Кожамжаров, председатель АБЭКП РК:
“Такого понятия я не знаю и в данном случае отрицаю, что это является попыткой государственного рейдерства. Сегодня у нас такие же полномочия. Сегодня и так при желании можно возбуждать уголовные дела и кошмарить”.
После такого откровенного заявления, депутатам пришлось все-таки одобрить законопроект в первом чтении, но при условии, что они досконально обсудят все его нормы в рабочей группе. Скорее всего, это была последняя встреча, что называется лицом к лицу в этом году.