25 декабря любители ледяных купаний откроют новый сезон…
Три раза в неделю они собираются на Комсомольском озере: делают зарядку, бегают, купаются в проруби. И всех желающих приобщиться к здоровому образу жизни приглашают в свои дружные ряды. На спасательной станции вместе с сотрудниками ОСВОДа опытные моржи учат новичков зимнему плаванию и правильному погружению в холодную воду. 25 декабря любители ледяных купаний откроют новый сезон.
Тренировка на снегу
С минскими моржами я познакомился случайно. Закутавшись по самые уши, гулял вечером по набережной, а люди, одетые явно не по погоде — в ветровки и кроссовки, — по команде 80–летнего дедушки делали упражнения. «Чего стоишь, замерзнешь. Присоединяйся!» — весело крикнули мне. Договорились, что приду на следующее занятие и обязательно окунусь в ледяную воду.
Среда. Конец рабочего дня. На улице минус 5. От одной мысли о моржах внутри все холодеет.
— Давай переодевайся! — бодро командуют мне. Под раздевалку используют небольшое помещение спасательной станции. Лодки, таблички с надписью «Здесь купаться запрещено. Опасно», хозяйственная тачка, сетка для ограждения. Один из моржей, Георгий Золотницкий, поймал мой удивленный взгляд:
— Это временные неудобства. Спасибо ОСВОДу, что приютил, а скоро, обещают, у нас появится свой угол.
Кстати, начиная со следующего лета любители закаливания будут вместе со спасателями патрулировать территорию озера. Взаимная выгода: моржи получили удобную площадку для занятий, а сотрудники ОСВОДа — хороших помощников.
…Выбирать не приходится, теплый свитер, брюки и ботинки кладу на огромную лодку, дрожа, надеваю спортивный костюм и кроссовки.
— Нырять будешь? — интересуется Анатолий Никифоров, который моржует уже 42 года. — Погода–то хорошая, ветра нет, тепло.
— Посмотрим, — уклончиво отвечаю я. И перевожу разговор на другое. Выясняю, что закаляются в основном те, кому за сорок.
— Приходят и молодые мамы с детьми, — семь лет назад присоединилась к клубу дизайнер Ирина Павлий. — Малышам в воду рано, они с нами зарядку делают. А самому пожилому моржу уже за 80 лет.
По команде все дружно побежали гуськом. Потом 50 приседаний, отжимания от стены, наклоны, выпады… Раз–два, влево–вправо. И так целый час.
— Упражнения разработаны и подобраны так, чтобы были задействованы все мышцы, — консультирует меня Ирина Павлий. — Нужно разогреть тело перед погружением в воду. Но важно не переусердствовать, ни в коем случае нельзя вспотеть, а то заболеешь.
У каждого моржа свой стаж: кто–то, как музейный сотрудник Ирина Афанасьева, окунается в ледяную воду лет семь. Инженер Георгий Золотницкий — уже «ветеран», ныряет в прорубь треть века.
— Я забыл, что такое простуда, — улыбается он. — Не помню, когда последний раз был в поликлинике.
По–доброму завидую собеседнику: у меня же то насморк, то кашель…
Озеро по колено
К концу разминки я все же немного согрелся. Пора в воду! Первым решился самый опытный «ныряльщик» Алексей Савельев, который закаляется уже 44 года. Пару шагов по лестнице вниз, глубокий вдох, и вот он уже в проруби. Ух, только брызги в стороны! Через минуту Алексей Никонович уже был на берегу.
— Мы не те моржи, которые долго сидят в воде, — разъяснил он. — Мы занимаемся закаливанием.
Мои новые знакомые один за другим выходили из ледяной купели. От тел, словно от горячих пирожков, клубами валил пар. Неспешно, словно растягивая удовольствие, они шли переодеваться.
— А ты почему не ныряешь? — окликнул меня кто–то.
Что–то насморк… Я лучше в другой раз.
Советы «СБ»
1. Перед купанием сделайте зарядку, чтобы разогреть организм.
2. Не пытайтесь устанавливать рекорды. Новичкам достаточно одной минуты, иначе можно переохладиться.
3. Окунайтесь резко. Не погружайтесь в воду с головой.
4. Не употребляйте спиртные напитки: это нарушает естественную терморегуляцию организма.
5. О лед легко пораниться, поэтому в прорубь лучше входить в резиновых тапочках или другой обуви.
6. После купания нужно вытереться насухо, сделать зарядку и выпить чаю.
Автор публикации: Дмитрий БОБРИК
Фото: Александр РУЖЕЧКА
Есть вопрос
На все случаи жизни
А не махнуть ли нам в поля, леса и горы
Новый год нон–стоп