Расим Мусабеков: США и Франция предоставили миссию увещевания Сержа Саргсяна России

Интервью  с независимым депутатом Милли Меджлиса Азербайджана, известным политологом Расимом Мусабековым.

: Чем, на Ваш взгляд, был памятен 2010 год для Азербайджана в контексте глобальных и региональных процессов?

В контексте нашей страны я бы отметил саммит мировых религиозных лидеров, а также саммит прикаспийских государств, которые состоялись в Баку. Важными событиями стали подписание и ратификация Азербайджаном Договора о стратегическом партнерстве и взаимной помощи с Турцией, а также подписание и ратификация Договора с РФ о границе. Привлекли внимание скандальные публикации WikiLeaks. Очевидно, что для нас имели большое значение “перезагрузка” отношений США и России, восстановление партнерства России с НАТО, а также то, что было связано с ситуацией вокруг иранской ядерной программы. Ну и, конечно же, всё, что имело прямое или косвенное отношение к проблематике карабахского конфликта. Стоит отметить и то, что в 2010 году нашу страну с официальными и рабочими визитами посетили два десятка президентов и глав правительств различных стран мира. Азербайджанский президент в свою очередь также активно совершал визиты в дружественные страны, принимал участие во всех важнейших международных саммитах и мероприятиях.

: Как Вы считаете, был ли достигнут в 2010 году какой-то прогресс в карабахском урегулировании и Ваш прогноз на предстоящий год?

2010 год не ознаменовался прорывом в урегулировании нагорно-карабахского конфликта. К сожалению, усилия Минской Группы по сближению позиций Баку и Еревана на основе так называемых “Мадридских принципов” не увенчались успехом. Армянская сторона, вопреки ожиданиям не приняла, пусть даже с оговорками, официально предложенную в 2009 году в Афинах на СМИД ОБСЕ обновленную версию “Мадридских принципов”. Хотя в начале текущего года на трехсторонней встрече президентов Медведева, Алиева и Саргсяна в Сочи армяне попросили для раздумий, уточнений и замечаний всего пару недель, но так и не сказали четкое “да” или “нет”, а без этого приступить к непосредственной работе над рамочным мирным договором невозможно.

Однако, считать на этом основании усилия дипломатов бесполезными, а 2010 год потерянным, не совсем верно. Напомню, что 20 мая 2010 года Европейский парламент принял резолюцию, основанную на докладе болгарского депутата Евгения Кириллова “О необходимости разработки стратегии Европейского союза на Южном Кавказе”. Документ призывает “…вывести армянские войска с оккупированных территорий Азербайджана”.

Саммит НАТО в Лиссабоне, на который Серж Саргсян даже решил не ехать, принял Декларацию, в которой отмечается поддержка территориальной целостности, независимости и суверенитета Армении, Азербайджана, Грузии и Республики Молдова, и намерение поддерживать усилия к мирному урегулированию этих региональных конфликтов.

По требованию Азербайджана, на территории, оккупированные армянами, была направлена миссия Минской Группы ОБСЕ и ООН по проверке фактов, отчет по результатам которой должен быть представлен сторонам в следующем месяце. Опираясь на оценки и выводы этого доклада, Азербайджан может поставить на голосование Генассамблеи ООН соответствующую резолюцию, осуждающую противоречащие международному праву оккупацию армянами азербайджанских территорий и действия, наносящие ущерб нашей стране.

Наконец, заявление, которое было принято в Астане в ходе саммита ОБСЕ по нагорно-карабахскому конфликту в формате 3+2, также весьма важное. В ней президенты Армении и Азербайджана подтвердили готовность к окончательному урегулированию конфликта в соответствии с принципами международного права, Уставом ООН, Заключительным Хельсинкским актом, а также на основе совместных заявлений президента РФ Дмитрия Медведева, президента Франции Николя Саркози и президента США Барака Обамы, сделанных 10 июля 2009 года в Аквиле и 26 июня 2010 года в Мускоке.

Таким образом, международное сообщество в лице своих наиболее влиятельных структур и стран в 2010 году очертило политико-правовые параметры урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Однако в силу различных причин, не в последнюю очередь из-за нежелания ссориться с влиятельным армянским лобби, правительства США и Франция предоставили миссию увещевания Сержа Саргсяна России. Пока эти усилия, а они были довольно активными, причем на уровне президента РФ, не дали результата, но полагаю, что точку ставить рано. Ведь Россия, как бывшая метрополия и держава, непосредственно граничащая с регионом конфликта и которая имеет довольно напряженную ситуацию на Северном Кавказе, более, чем кто-либо заинтересована в том, чтобы конфликт между Азербайджаном и Арменией вновь не сорвался в военно-силовую плоскость.

: Как развивались российско-азербайджанские отношения в 2010 году и как Вы оцениваете их дальнейшие перспективы?

В целом позитивно. Диалог на высшем уровне поддерживается очень интенсивный. Президенты наших стран за прошедший год встречались неоднократно, причем как в России, так и в Азербайджане. Подписаны важные соглашения. В первую очередь, как я уже отметил вначале, это договор о границах и об использовании вод пограничной реки Самур. Баку начал поставлять газ в Россию, а подписанным контрактом предполагается существенный, кратный рост объемов поставок. Объем двусторонней торговли удалось в посткризисный период восстановить. Имеются интересные проекты и предложения в различных сферах, включая транспорт, энергетику и даже ВПК. Поддерживались традиционно тесные связи в сфере образования, науки и культуры. В отличие от многих партнеров России по СНГ, Азербайджан стабилен, платежеспособен и проводит предсказуемую и рациональную политику.

: Как бы Вы охарактеризовали основные внутриполитические итоги 2010 года для Азербайджана: вселяющие оптимизм либо вызывающие сожаление?

Азербайджанская экономика продолжила свое динамичное развитие. Ее рост составит по итогам года около 4,5 процентов. Восстановление цен на нефть и газ позволило довести валютные резервы Азербайджана почти до 30 миллиардов долларов. Было открыто газовое месторождение “Умид”. Здесь имеются 200 миллиардов кубометров газа и 30-40 миллионов тонн конденсата. Правительство успешно реализует амбициозную программу модернизации транспортной инфраструктуры, строительства школ, больниц, спортивных сооружений, городского благоустройства и т.д. В спокойной атмосфере прошли парламентские выборы.

Но не все так благостно, как может показаться из моих ответов. Сожаление вызывает то обстоятельство, что модернизация социально-политических институтов Азербайджана идет крайне медленно, зачастую имеет внешний, поверхностный характер. В стране так и не сформировалась система цивилизованной конкуренции политических сил, способных придать демократический импульс общественной жизни. Много нареканий вызывают нарушения гражданских прав и свобод. Остается острой проблема коррупции. Система государственного управления недостаточно эффективна, а местное самоуправление носит декоративный характер.

РИА Новости

Чего нельзя делать, если вы оказались в агрессивной толпе. Схема

Группа риска: кому нельзя париться в бане

Дело возбуждено по факту расстрела мужчин из травматики в Подмосковье

Тем не менее, страна движется в своем развитии вперед и это отмечается почти всеми авторитетными международными оценками и мониторингами. Согласно отчету Всемирного экономического форума, Азербайджан занял самое высокое место среди стран СНГ по конкурентоспособности экономики. Азербайджан стал 54-м в рейтинге благоприятности условий для предпринимательской деятельности согласно результатам совместного отчета Всемирного банка и Международной финансовой корпорации “Doing Business 2011. В последнем отчете ООН о развитии человеческого потенциала Азербайджан по сравнению с 2005 годом со 101-го поднялся на 67-ое место, заняв лидерские позиции среди постсоветских стран.

Подготовил Зафар Гулиев

This entry was posted in Uncategorized. Bookmark the permalink.

Comments are closed.