Интервью бывшего премьер-министра Армении Гранта Багратяна корреспонденту Новости.
: Господин Багратян, парламент Армении обсуждает проект главного финансового документа 2011 года, который был охарактеризован как “компромисс желаний и возможностей” и которому дали название “бюджет молчания”. Насколько реальны эти характеристики, и как вы сами оцениваете этот проект?
Эти характеристики из области литературных фантазий и с действительностью не имеют ничего общего. На самом деле, этот бюджет свидетельствует о спаде экономики, который начался с 2008 года. После абсолютного провала в 2010 году, заявление главы правительства о том, что намечается рост ВВП, далеко от истины. Для сравнения скажем, что доходная часть бюджета 2011 года составляет 850 миллиардов драмов. И это лишь на 13.9% больше, чем доходы бюджета 2008 года (746 млрд драмов). Но за эти 4 года цены выросли на 26.3%. Следовательно, нынешний бюджет меньше на 12.4%. Именно с этой точки зрения парламент должен вести обсуждение. Неужели правительство настолько некомпетентно, что за 4 года не смогло наметить хоть какой-то прогресс?
В парламенте появился бюджет, который сам по себе объективно более нищий, чем был в прошлом году. И после этого характеризовать его как положительный, не задаваясь вопросом, на каком основании он был составлен, и обсуждать его несуществующую идеологию – не имеет смысла. Никто не говорит: слушайте, господа, а кто вам позволил из года в год сокращать бюджет, заявлять, что олигархи не платят налоги, и составлять бюджет, где эти налоги, уплаченные олигархами, сокращены? Диву даешься, когда видишь, что представляя бюджет говорят, что он согласован с кем-то, скажем, с МВФ. Это просто чудовищно: чудовищны либо люди из валютного фонда, либо члены такого правительства.
: Но правительство наметило рост ВВП, а вы называете бюджет объективно нищим.
А что там написано – 4 % роста? Разве это рост? Ошибки по методологии ВВП составляют до 5% – значит можно показать 4-процентный рост, когда у тебя был 1-процентный спад. Ведущие экономисты мира, и я в том числе, доказываем, что в современных условиях, после создания ВТО, снижения таможенных тарифов во всех странах, когда создается глобальная рационализация по всем продуктам, по всем ресурсам, ВВП просто искажается. Запросто можно достичь роста ВВП за счет повышения энергоемкости производства. Здесь же реально можно достичь роста ВВП, скажем, продав озеро Севан, образно говоря, или, допустим, аэропорт Еревана. Это называется “поглощение”, и все понимают, что в условиях глобальной экономики нужен совершенно другой показатель.
: Какой же?
Я не эксплуатирую объективные слабости этого показателя (ВВП). Но он таков, что мы его выполним, а в итоге страна отойдет на шаг назад. Вот это мы и объясняем этим людям, но пока они не понимают, потому что после советских учебников ничего другого не читали. А наши студенты знают об этом, потому что сейчас мы им читаем лекции по этим вопросам. К сожалению, совершенно критически должен отметить абсолютно негативную роль международных финансовых институтов, где тоже я не вижу, за редкими исключениями, серьезного исследования проблематики ВВП применительно к Армении.
Например: экс-президент страны Роберт Кочарян говорит, что в течении 10-ти лет его правления экономика Армении каждый год росла на 10,5%. А мы ему доказываем, что за это время энергоемкость ВВП увеличилось на 30%, и, помимо этого, только 20% составляют поглощения (то есть то, что было продано, приватизировано и т.д.). Но и после этого ни он, не ответственные международные эксперты по Армении не понимают, что 8 из этих 10 %, как минимум, не есть рост, не есть увеличение в сумме товаров и услуг.
: С чем это связано и почему существует такое отношение международных финансовых институтов к Армении?
А международные организации ведут политику – они выжидают, поскольку есть проблема Карабаха и они получили сигнал: не обижать Армению. И это очень плохо, потому что лучше бы они обидели, и наши власти увидели бы свои слабости. В итоге страна деградирует с каждым годом.
: То есть получается, что международное экономическое сообщество преднамеренно давит на Армению с целью разрешения карабахского вопроса?
Безусловно да. Я имел в виду следующее: пока есть вопрос Карабаха, они должны как-то поддержать Армению и не пугать ее, потому что если бы не было проблемы Карабаха, мировое экономическое сообщество должно было критиковать Армению. Зачем они нам дают деньги, причем в долг? Чтобы здесь их транжирили? Мировые финансовые институты конечно не хвалят правительство Армении, но и не критикуют сильно, чтобы не обострять ситуацию, поскольку обещано решить проблему Карабаха.
: И что, дают деньги в долг, выкупая у правительства Карабах?
Да. : И к каким последствиям может привести страну подобное отношение к ней МВФ и других организаций? Из ваших слов появилось ощущение коллапса экономики, это так?
– А Армения и идет к коллапсу. Армения стабильно идет по пути потери независимости. Вернемся к проекту бюджета. Оставим в стороне цифры, отраженные в нем и посмотрим как он составлен. Основная проблема в том, что с олигархов не взымаются налоги. Например, возьмем горнодобывающую промышленность, которой занимаются люди Роберта Кочаряна. Горнодобывающая промышленность платит налог всего в размере $20 миллионов в том случае, когда его оборот составляет порядка $2,6 миллиарда (в действительности легально фиксируется 1/5 часть). Я не понимаю, зачем нынешнему президенту такой бюджет, если премьер-министр не собирается взимать налоги с клана Роберта Кочаряна? Другая проблема – это импорт товаров (этим преимущественно заняты люди Сержа Саргсяна), с которого тоже не взымаются налоги: это топливо, сахар, зерно и т.д., – монопольная сфера. Если даже этот бюджет будет выполнен, то за 4 года правления Сержа Саргсяна ВВП будет составлять минус 2 процента (официальные данные), и никакого продвижения не будет. Реально, за 4 года намечается 32-процентный рост цен. Возьмите минимальную оплату труда, которую с 30 тысяч драма подняли на 32 с половиной – это означает 7%-й рост. При этом цены выросли на 32% – вот вам их бюджет, который они представляют как колоссальный скачок вперед.
: А как обстоят дела с внешним долгом? В Армении то и дело внешний долг оплачивают имуществом. Есть еще что-нибудь, что можно отдавать за долги или ситуацию еще можно спасти?
Дела обстоят очень плохо. Во-первых, произошло изменение внешнего долга. Эти господа стали измерять внешний долг таким образом: сумму внешнего долга соотносят к ВВП и говорят, что он составляет 45%, и это не страшно, так как у Мексики, например, 90%. Доказано, что внешний долг нужно отнести к объему экспорта, а не к ВВП, и наш внешний долг на самом деле составляет 435%, и это второй плохой показатель в мире, после Сенегала. То есть тут отсутствует даже элементарная грамотность, и положение, я вас уверяю, катастрофическое. Никакого прогресса в этой области не намечается, наоборот, будут брать новые долги чтобы обслуживать старые. 2011 год еще переживут, но в 2012 году придется платить в 3 раза больше, обслуживать старые долги и, по всей вероятности, предстанут перед угрозой дефолта.
: Возможно ли его предотвращение и каким образом?
Решение связано с политическими изменениями: в стране должна сформироваться нормальная власть через выборы, которая пришла бы и устранила вышеуказанные угрозы и проблемы. Страна живет за счет трансфертов, в основном из России, которые, кстати, перекачиваются и инвестируется в Грузию: люди там открывают бизнес и туда едут отдыхать, потому что монополизированная экономика не позволяет делать это здесь, в Армении.
: Какую же вы в итоге дадите оценку бюджету будущего года?
Это бюджет премьер-министра, который (здесь уже его персональный интерес) не хочет трогать второго президента, и тем самым создает конфликт. Это бюджет, при котором доля в бюджете средств, уплаченных представителями малого и среднего бизнеса увеличится, как увеличилась в 2010-ом году на 0,5%, это бюджет, когда будут говорить, что с его помощью будут бороться с коррупцией, а ее станет еще больше. И это полнейший крах. Это шаг к краху, который, я повторяю, наступит уже в течение следующего года, и в 2012-м зарегистрирует коллапс экономики.