Экибастузское ТОО “Богатырь Комир” отметило сорокалетие крупнейшего в мире угольного разреза “Богатырь”
А. ВЕРВЕКИН, “Звезда Прииртышья”, 2 декабря
Экибастузское ТОО “Богатырь Комир” отметило сорокалетие крупнейшего в мире угольного разреза “Богатырь”. По этому поводу на предприятии состоялось торжественное собрание, в котором принял участие аким области Б. Сагинтаев. В этот же день он посетил строящееся ТОО “Проммашпроект”, где готовится к запуску уникальная в своем роде линия обработки железнодорожных колес и производства стрелочной продукции, а также побывал на ТОО “Казахстанская вагоностроительная компания”, уже выпустившем 109 вагонов.
Тепло и свет “Богатыря”
Работников, ветеранов, бывшее и нынешнее руководство угольного разреза “Богатырь” с юбилеем предприятия поздравил аким области Бакытжан Сагинтаев. Он отметил, что сегодня в Павлодарской области по программе индустриально-инновационного развития реализуется 54 мощных промышленных проекта, из них десять – в Экибастузе, в том числе – сам “Богатырь”, на котором продолжается внедрение новой циклично-поточной технологии погрузки добытого сырья, рассчитанное до 2015 года. За многолетний добросовестный труд и в связи с сорокалетием разреза аким области вручил его сотрудникам и ветеранам почетные грамоты и благодарственные письма.
С юбилеем предприятия угольщиков поздравил генеральный директор ТОО “Богатырь Комир” Виктор Щукин. Он сказал, что с учетом запасов угля, добываемого на разрезе, предприятие сможет работать здесь еще 60-70 лет. Первый заместитель директора российской компании “РУСАЛ” Владислав Соловьев (ТОО “Богатырь Комир” – совместное предприятие АО “Самрук-Энерго” и российской компании “РУСАЛ”) вручил горнякам знаки “Шахтерская слава” первой степени. Нескольким сотрудникам разреза присвоено звание “Почетный работник угольной промышленности”.
Первый заместитель председателя правления АО “Самрук-Энерго” Есберген Абитаев зачитал приветственный адрес от председателя правления акционерного общества, а также вручил горнякам знаки “Шахтерская слава” второй степени и “Трудовая слава” второй степени. Он подчеркнул, что 80 процентов энергетики Казахстана составляет угольная промышленность, и роль “Богатыря” здесь переоценить невозможно: в стратегии АО “Самрук-Энерго” главное место занимает развитие этой сферы промышленности на базе Экибастузского топливно-энергетического комплекса, где основной топливной базой станет этот разрез.
Много теплых слов было сказано в адрес коллектива ТОО “Богатырь Комир”, где трудятся более двух тысяч человек. Выступил первый директор предприятия Станислав Куржей, вспомнивший о некоторых этапах становления предприятия и себя как человека и специалиста, которого судьба прочно связала с этим угольным разрезом. Он прошел все ступени профессионального мастерства – от электрослесаря до генерального директора производственного объединения “Экибастузуголь”. Станислав Павлович – Герой Социалистического Труда, заслуженный шахтер и заслуженный работник просвещения Казахской ССР, полный кавалер знака “Шахтерская слава”, почетный гражданин Экибастуза и Павлодарской области. Сегодня разрезом руководит директор Серик Макаров, который тоже внес большой вклад в развитие разреза.
Как сообщили в пресс-службе ТОО “Богатырь Комир”, за 40 лет работы угольного разреза “Богатырь” здесь было добыто один миллиард 370 миллионов тонн угля, что визуально может выглядеть примерно как 325 тысяч железнодорожных вагонов.
Оказана поддержка
Сегодня в Экибастузе на ТОО “Проммашпроект” готовится база для организации обработки железнодорожных колес и производства стрелочной продукции. Запуск этого инвестиционного проекта поможет быстро создать технологическую основу для развития региона и улучшить социально-бытовую сферу Экибастуза, считают специалисты. ТОО “Проммашпроект” – крупнейший в Казахстане поставщик транспортного металлопроката и материалов верхнего строения железнодорожных путей, производимых на Днепропетровском, Муромском и Новосибирском стрелочных заводах. Главный клиент этого предприятия – АО “НК “Қазақстан темір жолы”. Однако здесь было решено не просто покупать необходимые для железной дороги изделия за рубежом, а наладить их выпуск в Казахстане. Их не будут отливать – здесь будет налажена подготовка к эксплуатации (необходимая подточка и обработка) рельсов, железнодорожных колесных пар, стрелочных переводов, ремонтных комплектов и крестовин. Причем оборудование, которое будет использоваться здесь, специально заказано для этого предприятия и, как сказал директор завода Александр Леонец, больше в Казахстане нигде не используется. К примеру, линия, на которой будут идти подточка и сверление двадцатипятиметровых рельсов, позволит обрабатывать изделия, не снимая их со станка, хотя обычно такие виды работ ведутся на разных станках.
Пока оборудование сюда еще завозится, постепенно отстраиваются необходимые бытовые и рабочие корпуса завода. Запуск этого производства запланирован на январь 2013 года – до этого поэтапно будут идти наладка оборудования и подготовка специалистов, а также та работа, которая пока остается основной для предприятия, – поставка транспортного металлопроката и материалов верхнего строения пути.
Проектная мощность завода составит 1000 комплектов стрелочных переводов (груз, который уместится в 200 железнодорожных вагонах), 2000 ремонтных комплектов, 1000 крестовин и свыше 48000 колес. Предприятие позволит увеличить экспорт казахстанской продукции в Таджикистан, Узбекистан и Кыргызстан, обойтись без закупа этих изделий, а также открыть 380 новых рабочих мест и оказывать поддержку молодым специалистам – выпускникам местных учебных заведений среднего специального и высшего образования, сказал А. Леонец. Здесь будут востребованы специалисты 25-30 технических специальностей, в том числе девяти новых для Казахстана профессий.
Для работников будущего завода планируют построить гостиницу и выкупить бывшее общежитие в Экибастузе, помещения которого будут перепланированы под многокомнатные квартиры. Общая стоимость инвестпроекта по организации этого производства – девять миллиардов 400 миллионов тенге.
Б. Сагинтаев сказал, что когда проект этого предприятия только готовился, было много сомнений относительно конкурентоспособности будущего завода и целесообразности его финансирования. Однако теперь, когда стала очевидной необходимость завершения наладки всей цепочки производства изделий для железной дороги, объекту оказана поддержка.
И вагоны – наши
ТОО “Казахстанская вагоностроительная компания” – еще одно крупное звено в этой цепи. Здесь реализуется инвестпроект создания мощностей по производству грузовых вагонов на базе ТОО “Таман”, включенный в республиканскую карту индустриализации. Его задача – производство грузовых железнодорожных вагонов. Первый пусковой комплекс на этом предприятии начал работать в июле 2010 года – за это время здесь выпущено 109 вагонов, сказал руководитель предприятия Мурат Альпиев. До конца года планируется поставить на колеса еще 150 вагонов. Этот завод сможет выпускать до 2000 полувагонов и 500 крытых вагонов в год. Для их сборки будет открыто почти 680 новых рабочих мест. Стоимость проекта – семь миллиардов 700 миллионов тенге.
По словам акима области, запуск этого предприятия позволит решить одну из главных и острых проблем – нехватку вагонов на ближайших угольных разрезах, особенно зимой, когда поставка угля по сравнению с летним периодом значительно увеличивается. Вскоре здесь намерены подписать меморандум о производстве 8000 вагонов для АО “НК “Қазақстан темір жолы”.