Дежурный портрет

Что делать нашему человеку в Саратове? Уверен, немногие укажут и местоположение этого города на карте. Между тем он — центральный на Волге, стоит как раз на самой середине реки. Но не этим славен. Геннадий Хазанов как–то прозвал его «деревней Гадюкино» из–за неустроенности быта. Однако нынче не все так худо. И повод заглянуть сюда есть. Например, в музей.

Музеев здесь несколько. И в каждом белорусу стоит поинтересоваться, а не принесут ли господа смотрители из запасника какую–нибудь родную вещичку. В частности, в областном краеведческом вот уже почти 100 лет хранятся портреты из–под Бреста. Раньше они украшали стены дворца Немцевичей в Скоках. Теперь умиляют жителей российской глубинки: паны и пани в западноевропейских нарядах смотрят на зрителей надменно, величаво…

Калужские хранители наших ценностей не прячут их от взора исследователей из Минска и Бреста, в отличие от коллег из некоторых других российских музеев. Об этом 21 июля 2009 года на страницах «СБ» подробно рассказывал Адам Мальдис. Я же скажу о приятной новости, пришедшей с берегов Волги. Ее мне сообщил Валерий Казаков, председатель Федеральной национально–культурной автономии «Белорусы в России». Валерий Николаевич, который по долгу службы часто посещает Сибирь и прилегающие земли, решил заглянуть в Саратов. Имея нужные связи, позаботился о создании копии одного из портретов, а именно — изображения короля Стефана Батория. На днях новое полотно, неотличимое от старого оригинала, прибыло в Минск. Руководитель нашей диаспоры в России подарил его одной из организаций по связям с соотечественниками. Дар своеобразный — его, конечно, ждали, скорее, в музее. Но Валерий Николаевич обещает: на этом возвращение национального наследия на родину не закончено. Это теперь одна из главных целей общества соотечественников в близлежащей стране. А в России наших земляков, пожалуй, больше, чем в какой–либо другой стране.

Впрочем, что–то я не припомню, чтобы при обилии культурных и личностных связей кто–то из «тамошних» раньше заботился о передаче в свое настоящее Отечество реликвий и раритетов.

К слову, скоковско–саратовские картины были эвакуированы из Беларуси еще в годы Первой мировой войны. И вроде как им давно пора вернуться домой. Однако реституция — самая сложная форма отношений между государствами, даже очень близкими. Да и, с другой стороны, может, и возвращать ничего не надо. Почему не создать в русских музеях отделы белорусского искусства, если там есть что показать? Тем более что в минском художественном музее есть целый зал русского искусства. Паритет как бы сам собой напрашивается, особенно учитывая, что живем–то в Союзном государстве. И ко всему — это еще одно направление туризма. Уверен, даже далекий от художественной жизни гражданин, приехав из Гомеля в Саратов, сам потянется к прекрасному, только услышав, что оно свое, родное.

К сожалению, идея пока серьезно никем не осмыслена. Хотя в нынешний Год культуры Беларуси в России это было бы очень кстати.

Я, например, до сих пор помню, в какой пришел восторг, когда в «Третьяковке» увидел наших Хруцкого и Шагала. Единственное, что огорчило: под шедеврами не было ни одной надписи о корнях гениев, ни слова «Витебщина», ни названия «Беларусь»… Тысячи, миллионы туристов ходят мимо знаменитых полотен и не догадываются, что перед ними работы не просто мировых талантов, а людей одной земли. Может, в мире искусства место рождения и не важно. И все же, думаю, место рождения — это не лишняя подробность биографии для того, чтобы понять творца.

Впрочем, накануне «Третьяковка» предоставила сразу несколько залов под совместную выставку с Национальным художественным музеем Беларуси. Экспонировали Хруцкого — 32 полотна (23 везли из Минска). Некоторые выставлялись впервые. Жаль только, хорошее начинание на том и закончится. Хруцкий вновь займет свое прежнее место в зале русского искусства — в уголке, как один из многих.

Хотя, по большому счету, как соседи будут относиться к хранящемуся у них нашему художественному наследию, зависит только от инициатив с белорусской стороны. Пора разрабатывать туристические маршруты по вновь открывающимся достопримечательностям.

Автор публикации: Виктор КОРБУТ

Фото: РЕЙТЕР

Убить романтика, или Возвращение мещанина

Люди города

Виктор Павлов: Мои голуби — души актеров

Эталон Виктора Третьякова

Он был человеком Поступка

This entry was posted in Без рубрики. Bookmark the permalink.

Comments are closed.