Каждый немецкий водитель знает город Фленсбург, хотя никаких особенных достопримечательностей в этом самом северном населенном пункте страны нет…
Первое время своего пребывания в Германии не могла привыкнуть к культуре здешних водителей. Всегда уступают дорогу, не подрезают, в случае нестандартной ситуации — не крутят у виска, не строят фигуры с помощью пальцев и не кричат оскорблений. «Вот это культура вождения!», — восхищалась я с непривычки. Секрет трепетного отношения водителей друг к другу оказался прост. Закон не церемонится со скандалистами. Эмоции приходится держать в себе, а если дать им волю и перейти на личности, то мало не покажется. В лучшем случае придется заплатить немалую сумму, в худшем — попасть за решетку. Судебное разбирательство может грозить даже за вполне невинные, по уличным меркам, оскорбления. Величина штрафа порой доходит до нескольких тысяч евро — его размер зависит от уровня зарплаты виновного. Меры, конечно, жесткие, но, как показывает практика, вполне действенные. Считается, что система борьбы с автонарушителями в Германии — одна из самых эффективных в мире.
Каждый немецкий водитель знает город Фленсбург, хотя никаких особенных достопримечательностей в этом самом северном населенном пункте страны нет. Славу городу принес компьютер Федерального автотранспортного ведомства, установленный здесь для ведения учета и счетов нарушителей ПДД. Стоит нарушить правила дорожного движения — и виновник тут же попадает в электронную базу во Фленсбурге. На его имя открывается счет, куда зачисляются штрафные очки. К слову сказать, такие «копилки» открыты уже на каждого седьмого водителя в Германии. Если принять участие в специальном семинаре, тогда несколько баллов будут списаны. До 13 очков посещение семинара — дело добровольное, с большим количеством баллов — уже обязательное.
При достижении 18 очков с водительскими правами придется расстаться. Вернуть их можно только после длительного и дорогостоящего медико–психологического освидетельствования. В народе его прозвали «идиотентест» по причине вопросов, которые задают испытуемым. Сдача теста — дело дорогостоящее, долгое и чрезвычайно сложное. Целая сеть компаний предлагает свои услуги по подготовке к нему. Чтобы получить зеленый свет для сдачи теста, необходимо пройти предварительный курс лечения в течение нескольких месяцев, а также регулярно сдавать медицинские анализы. В основном клиенты медико–психологического освидетельствования — любители прокатиться с ветерком, лихачи, а также те, кто сел за руль, заправив себя алкоголем или наркотиками. Причем даже за руль велосипеда. Об этом свидетельствует почти анекдотичная история семнадцатилетнего парня, который возвращался с дня рождения своего друга на велосипеде. Дело было вечером. Как назло, у него не работала передняя фара. Проезжавших мимо полицейских заинтересовала эта неисправность. После еще и выяснилось, что у велосипедиста содержание алкоголя в крови равняется 1,98 промилле. Когда молодому человеку исполнилось 18 лет, он, как и большинство его сверстников, решил пойти в автошколу, и каково же было его удивление, когда ему сообщили, что учиться он сможет только тогда, когда получит позитивное заключение по результатам медико–психологического обследования — идиотентест. Две первые попытки пройти испытание оказались безуспешными. О дальнейшей судьбе юноши история умалчивает.
Вообще, идиотентест в Германии — это популярный герой всевозможных легенд и небылиц. Водители боятся его как огня. Прошедшие через тест пересказывают друг другу каверзные вопросы и задачи, с которыми столкнулись. Молва рождает истории, например, вроде такой: попросили взять карандаш и нарисовать зеленое дерево. Когда нарисовал — назвали идиотом. Кто же простым карандашом рисует зеленое дерево…
В реальности медико–психологическое обследование — это обстоятельное общение с психологом и различные вопросы, содержание которых зависит от характера правонарушений, ставших причиной его назначения. Водителю необходимо доказать свое право на водительское удостоверение. Специалисты считают идиотентест одним из эффективнейших средств снижения аварийности на дорогах, на которых в Германии пока еще совсем небезопасно.
Согласно недавно опубликованному отчету федерального статистического ведомства ФРГ, в рейтинге причин неестественной смерти автокатастрофам принадлежит первое место. С автомобилем связан каждый четвертый случай из ста. Достаточно включить телевизор, и леденящие душу картинки с мест происшествий докажут правдивость невероятной статистики.
Берлин.
Автор публикации: Оксана ЗОННТАГ
Фото: РЕЙТЕР