В ритме классических нот

Дело вкуса от Элеоноры Езерской

Музыкальными событиями в последнее время мы не обижены. Но я хочу пригласить вас порассуждать на тему, какие программы предлагают нам нынешние фестивали. Громкие имена, переполненные залы, роскошные буклеты… А ощущения полного восторга от соприкосновения с прекрасным почему–то нет. Во всяком случае, у меня. А есть ощущение, что на нас смотрят несколько свысока, как на провинцию. Мол, и так сойдет… Ах, как бы я хотела ошибиться!

Не знаю, как вы, а я перестала ходить на концерты маэстро Юрия Башмета. Да, он выдающийся музыкант, первый альтист планеты, для которого великие композиторы сочиняли концерты. Но есть ощущение, что и он (правда, может быть, в меньшей степени, чем другие) поддался влиянию вездесущего шоу–бизнеса. Залы для своих концертов выбирает не филармонические, а те, которые побольше. Больше публики — больше прибыли… Не совсем поняла я и восторгов по поводу выступления в Минске труппы Андриса Лиепы. Балетный коллектив из Москвы показался мне слишком заурядным. Блистательных танцовщиков не увидела… И представление Илзе Лиепы как великой балерины показалось несколько надуманным… Мысль перенести в Минск один из балетов «Дягилевской антрепризы» кажется вовсе абсурдной. Классических постановок в Белорусском театре оперы и балета и так достаточно, а наш театр — не лавка древностей…

Признаюсь, очень ждала концертов фестиваля «Владимир Спиваков приглашает…». С большим почтением отношусь к Владимиру Теодоровичу, помню его блестящие концерты. А еще привлекла меня фамилия Берина в афише. Соня Берина когда–то была моей близкой подругой. Замечательная, очень красивая женщина, всю жизнь посвятившая сыновьям и любимому мужу Аркадию, который в конце 80–х создал первый в Беларуси духовой оркестр «Немига». Сегодня Аркадий Берин — успешный дирижер, выступающий с лучшими солистами и оркестрами Европы. А сын Максим, когда–то очень капризный мальчик, превратился в молодого красавца, имеющего в Германии собственное «Менеджмент–бюро», делающее концерты по всему миру. Как бы порадовалась Соня сегодняшним успехам мужа и младшего сына. Но подруга умерла 17 лет назад…

Маэстро Спиваков создал благотворительный фонд. И уже много лет помогает юным дарованиям. В свое время он распознал большой талант пианиста Жени Кисина и даже подарил ему рояль «Стейнвэй», продав картину из собственной коллекции. Юный белорусский виолончелист Иван Каризна сегодня тоже играет на замечательном инструменте, который появился у него благодаря Владимиру Теодоровичу. В концерте фестиваля Иван играл, как всегда, ярко и эмоционально, правда, почему–то все тот же концерт Гайдна, с которым уже выступал в Минске и на конкурсе «Евровидение» в Вене…

Блестящим подарком любителям музыки стало выступление Дениса Мацуева. Двухметровый красавец, спортсмен, блестящий пианист–виртуоз, чьи концерты расписаны на 5 лет вперед, прилетел в Минск всего на несколько часов. Сыграл первый фортепианный концерт Дмитрия Шостаковича, который когда–то композитор сочинил специально для сына–пианиста. Этот концерт обычно не производит впечатления, когда играют средние музыканты, но как его сыграл Мацуев! Я будто в первый раз слушала знакомую музыку…

Конечно, запомнится концерт, в котором солистом выступил король аргентинского танго, легендарный кларнетист Гиора Фейдман. Правда, в концерте, к сожалению, прозвучало только одно танго. То, что г–н Фейдман играет не в академической манере, стало понятно с первых нот. В зале действительно звучали потрясающие по красоте еврейские мелодии. 75–летний музыкант превратил концерт в шоу, ходил по залу, бросал женщинам букеты, много и охотно разговаривал с публикой. Невероятно харизматичный и обаятельный, он увлек зрителей в атмосферу местечковых еврейских вечеринок и свадеб. Но высокого искусства, увы, не было… И прославленный коллектив часто играл с филармонической сцены что–то типа «ум–ца, ум–ца…» Конечно, премии «Грэмми» Гиора Фейдман не получил, но успешно выступает во многих концертных залах мира. И стал соавтором саундтрека к фильму Спилберга «Список Шиндлера».

Но на концерт фестиваля, где солистом должен был выступить пианист и шоумен из Швеции, я просто не пошла. Мне это изначально неинтересно…

Да… Еще очень развеселило начало фестиваля, где текст телеведущих из–за накладки был повторен два раза. Особенно запомнилась одна фраза: «В ритме классических нот»…

Автор публикации: Элеонора ЕЗЕРСКАЯ

This entry was posted in Без рубрики. Bookmark the permalink.

Comments are closed.