24-го — 3 июля. Новороссийск только что возникающий русский город на берегу реки Цемес и бухты того же имени, на месте древней Горгипии, по мнению Дюбуа, или известной турецкой крепости Сунджук-Кале (Сунджук-Кале, или вернее Джуго — Джук-Кале, значит по черкесски — «крепость мышей»).
Страбон приурочивает к этой местности город Бата; Сцилокс видит здесь город Патус; Арриан говорит об известном лимане и городе Хиерос, из которого Боек (в Берлине) филологическими доказательствами выводит Горгипию Страбона, — имя, приданное, по его мнению, позднее синдами тому же Хиеросу.
Полюбился же более всех, должно быть, край этот генуезцам, ибо на всех средневековых итальянских картах Цемесская бухта слывет под именем «Са1о-Limena» (красивая бухта). И правы же в самом деле итальянцы: бухта прелестна, как по своим голубым волнам, по далекому синему горизонту, по тихому пристанищу, которое представляет она мореходу, так и по далекому, богатому ущелью, по зеленым своим горам. Правы и мы, когда отдаем справедливость этому прелестному уголку и сожалеем, что край этот почти заброшен, почти совершенно обезлюден. Местность вокруг Новороссийска еще очень мало населена; черкесские аулы все исчезли, а заменить их некем и нечем; кое-где малороссийский поселок, кое-где чешская колония, а земля лежит неразделенная, постепенно зарастая бурьяном и мелким кустарником.
©Адыги.RU