Белорусские деятели искусства стали звездами шаляпинских вечеров в Уфе
XIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ фестиваль оперного искусства «Шаляпинские вечера в Уфе» по традиции открылся премьерой. На сцене Башкирского государственного театра оперы и балета в четвертый раз за его историю поставили оперу Александра Бородина «Князь Игорь». Кстати, в этом году исполняется 120 лет со времени первого представления этой оперы в Мариинском театре в Петербурге.
Последняя уфимская версия знаменитого классического произведения увидела свет благодаря блистательному творческому союзу. Режиссером–постановщиком выступил заслуженный деятель искусств России, лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» Георгий Исаакян, музыкальным руководителем и дирижером–постановщиком — заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственной премии Беларуси, лауреат «Золотой маски» Александр Анисимов, художником–постановщиком — лауреат Госпремии Республики Беларусь и тоже «золотомасочник» Эрнст Гейдебрехт (Германия), с 1984 по 1990 год работавший главным художником Большого театра Беларуси, а также молодой и подающий большие надежды хореограф Башкирского театра Ринат Абушахманов.
Премьера имела оглушительный успех. Определенную роль в этом сыграло и то, что партию хана Кончака исполнил знаменитый оперный бас — народный артист Башкортостана, а с недавних пор — министр культуры Республики Башкортостан Аскар Абдразаков. Искушенная уфимская публика с нетерпением ждала, каким будет новое прочтение эпического произведения, отличающегося, по мнению театральных критиков, определенной статичностью.
— Сказать новое слово в такой классике и хрестоматии, как «Князь Игорь», — амбициозная задача, и по молодости в этом направлении я неоднократно дерзал в театрах Америки, Франции и Беларуси, — рассказал корреспонденту «СОЮЗа» Александр Анисимов, для которого эта опера — в числе любимых. — Теперь же, с опытом, встают задачи посложнее: прочитать текст как можно ближе к замыслу композитора, с уважением и пиететом перелистывать страницы партитуры, редактированные великими композиторами Бородиным, Римским–Корсаковым и Глазуновым. И все–таки то обстоятельство, что партитура оперы не закончена Бородиным, дает стимул для рождения и воплощения интересных идей и задумок. Я давно хотел осуществить свою давнюю мечту — донести свои идеи в содружестве с такими мастерами, как Георгий Исаакян и Эрнст Гейдебрехт.
Как бы ни говорили о приверженности к классике, как подчеркнул Георгий Исаакян, у современных художников всегда будет современное видение.
— Мы не можем поставить оперу Бородина такой, какой она была сто лет назад, для этого все реалии должны быть столетней давности. Поэтому ищем выход в культурологической игре с традициями древней русской иконописи, народного лубка и русского авангарда, — сказал он. — А костюмы Гейдебрехта можно выставлять как отдельное шоу.
Для придания спектаклю динамики постановщики применили кинематографический прием быстрой смены места действия, изменили и последовательность картин, а «Половецкие пляски» объединили с заключительной картиной оперы.
«Князь Игорь» — не единственный спектакль фестивальной афиши, в котором участвуют белорусские мастера искусств. Например, заглавную партию в опере «Иоланта» исполнила трижды дипломант Национального театрального фестиваля «Золотая маска» Ирина Крикунова, выступающая на сцене Большого театра Республики Беларусь.
Гульназ Данилова
Фото: Александр Данилов
УФА — МИНСК