Шито-скрыто

Не все легко удается, что называется легким. Результаты проверки концерна «Беллегпром» — тому очередное и яркое доказательство.

Начальник главного управления Комитета государственного контроля Виталий Дерех на коллегии привел  поразительные факты: «С 2008 года организациям концерна была оказана господдержка в размере 384 млрд. рублей, в том числе 120 млрд. на безвозмездной основе. Сорок три организации получили льготные кредиты на общую сумму 504 млрд. руб. Но за прошлый год и первую половину текущего более 80% предприятий не выполнили условия оказания господдержки». Неудивительно, что Председатель Комитета госконтроля Зенон Ломать в сердцах предложил переименовать концерн — из «Беллегпрома» в «БелТЯЖлегпром».

«Шахматная партия»

В пресс–туре, организованном КГК, не было полутонов. Практически белое и черное. Нам, журналистам, «по–человечески, а не по–административному» предложили сравнить работу двух точек легкой промышленности — ОАО «Свитанок» и ОАО «Камволь».

Что говорить: «Свитанок» — самоокупаемое предприятие, где активно модернизируется производство. Чего стоит только настильно–раскроечный комплекс из Германии! Умная компьютерная система вырезает детали будущих моделей безупречно точно и быстро. А сама обстановка? В цехах швеи работают под инструментальную музыку! «Это обязательно, ведь труд монотонный, люди устают физически и эмоционально», — рассказывает директор предприятия Инна Малиновская. Многие работают здесь по 35 и более лет. Хорошая зарплата (швеи пошивочного цеха получают в среднем 1,2 млн. рублей) и комфортные условия труда. И на результат их работы приятно посмотреть — хлопковое белье, костюмы для активного отдыха, «домашние» комплекты, джемперы для малышей и солидных взрослых до 70–го размера. Такой вот микро– и макрогардероб идет на экспорт в Россию и Финляндию, Данию и Германию, другие страны.

Совсем иная картина на ОАО «Камволь». Здесь и без официальных докладов становится понятно — проблем выше потолка. В буквальном смысле. Когда поднимаешь кверху глаза в ткацких цехах, возникает ощущение: сейчас это небо рухнет на землю — огромный купол выглядит угрожающе старым. Здание постройки середины прошлого века давно нуждается в капитальном ремонте. Оборудование устарело морально и физически. Модернизация же идет черепашьим шагом. На 1 июля 2010 года кредиторская задолженность предприятия более 20 млрд. рублей. Монополист в стране по производству шерстяных и полушерстяных тканей, «Камволь» платит операторам мотальных автоматов… 700 тысяч рублей.

По словам Виталия Дереха, предприятие получило 10,3 млрд. рублей господдержки, а чистый убыток за прошлый год составил 9 млрд., с каждым годом растет кредиторская задолженность, сокращаются объемы производства. Но «Камволь» упорно продолжает заключать заведомо убыточные договоры, средняя рентабельность которых составляла минус 26% (!). Да уж, «тяжкое наследство» досталось новому директору предприятия Светлане Стрижак, которая вступила в должность всего две недели назад…

Полным–полна коробушка

На коллегии КГК шишки падали и больно били не только ОАО «Камволь». Ведь в аутсайдерах по результатам проверки числятся предприятия «Ковры Бреста», Витебский комбинат шелковых тканей, Барановичское производственное хлопчатобумажное объединение, ОАО «Оршанский льнокомбинат» — претендентов на «расчистку завалов» предостаточно. Опять же в буквальном смысле. Ведь сегодня на складах концерна «томится и киснет» продукция на сумму, равную общей сумме госдотации, что составляет около 400 млрд. рублей. «Должна быть уценка неходовой продукции!» — возмущался Председатель Комитета госконтроля Зенон Ломать. «А ее закрыли на складе, для того чтобы грызли мыши! Вы должны проталкивать неликвиды!» — это уже прямое обращение к председателю концерна. И еще одна нелестная реплика в адрес Геннадия Вырко: за месяц он выехал только на три предприятия.

Критика лилась как из рога изобилия: не использованы резервы экономии, не выполняются утверждаемые из года в год мероприятия по снижению затрат на производство, от маркетинговой политики убыточных предприятий концерна веет нафталином. Еще одна больная тема — использование «позавчерашних» технологий и изношенного оборудования. Для многих предприятий «легонькой» промышленности (как в такой ситуации не вспомнить классику советского кино?) на мертвой точке застыл вопрос импортозамещения. А уровень руководства? Управление отраслью сложное, здесь нужны «особенные люди», но случается, когда на руководящие должности назначают людей даже без высшего образования!

Впрочем, председатель концерна начал свой отчет оптимистично: «Сегодня рентабельность отрасли легкой промышленности составляет 11,7 процента, чистая прибыль возросла в 4 раза за последний год… И если говорить «о средней температуре по больнице» — все относительно благополучно». Только результаты проверки говорят об обратном. Почти половина организаций «Беллегпрома» получила господдержку, а число убыточных предприятий не снижается. В отдельных компаниях не используется до трети занятых площадей, к примеру, на предприятии «Ковры Бреста» — 35 тысяч квадратных метров. Разве их нельзя было сдать в аренду или найти иное применение?

Однако КГК сделал акцент не только на нарушениях и недоработках. «Главное — поиск решения проблем, надо активно искать новые рынки сбыта», — заметил Виталий Дерех. Одним словом, даже в такой очень непростой ситуации у легпрома есть стимул для роста. Главное, чтобы перспективные ростки попали к опытным и неравнодушным «селекционерам». Жить предприятиям концерна давно пора в стиле модерн. А не так, как будто время остановилось…

Автор публикации: Алла МАРТИНКЕВИЧ

Фото: Артур ПРУПАС

This entry was posted in Без рубрики. Bookmark the permalink.

Comments are closed.