А.Шакиров: Итоги проведенных с зарубежными представителями встреч, обмена мнениями дают основание утверждать, что в целом международное сообщество высоко оценивает достижения Казахстана в обеспечении прав человека
Татьяна БРЕДИХИНА, “Казахстанская правда”, 16 ноября
В качестве председателя ОБСЕ Казахстан особое внимание уделяет решению задач в области человеческого измерения, то есть наполнению так называемой третьей корзины. В преддверии саммита в Астане мы встретились с уполномоченным по правам человека в РК Аскаром Шакировым, который рассказал нам о деятельности национального правозащитного института в сфере обеспечения прав и свобод человека, а также о важных событиях, происшедших в период подготовки к международному форуму.
– Аскар Оразалиевич, сначала – о наиболее важных встречах с международными экспертами в сфере прав человека, состоявшихся в текущем году, и проблемах, по которым состоялся обмен мнениями. По каким вопросам удалось достичь взаимопонимания?
– Текущий год – год председательства Казахстана в ОБСЕ – действительно был насыщен международными контактами. Не стал исключением и наш национальный правозащитный институт, тесно взаимодействующий с такими известными международными организациями, как ПРООН, Центр ОБСЕ в Астане, ЮНИСЕФ, Управление верховного комиссара ООН по вопросам беженцев, Международная тюремная реформа.
Мы провели целый ряд встреч с делегациями высокого уровня, представляющими Евросоюз, Европейский парламент, с послами стран – членов ОБСЕ. Одной из наиболее плодотворных я бы назвал встречу с министром иностранных дел Дании Пером Стигом М¸ллером. В ходе переговоров мы договорились об осуществлении проекта, направленного на совершенствование института омбудсмена в Казахстане. Он осуществляется уполномоченным по правам человека, Центром ОБСЕ в Астане и Датским институтом по правам человека.
Были организованы конференции, симпозиумы и семинары для госслужащих. Также состоялась поездка сотрудников аппарата уполномоченного в Австрию и Венгрию для ознакомления с работой офисов национальных правозащитных организаций этих стран. Данный проект по праву можно назвать реальным вкладом Дании в успешное председательство Казахстана в ОБСЕ.
Следующим на очереди стоит запуск аналогичного проекта с Центром мира и прав человека. Соответствующая договоренность уже достигнута с его создателем и руководителем, бывшим премьер-министром Норвегии Къеллем Магне Бондевиком, который посетил нашу республику.
Не менее важным направлением является ознакомление зарубежной общественности с деятельностью национального правозащитного института и в целом с проводимой государством работой в этой сфере. Так, в Вашингтоне в подкомитете палаты представителей по Азии и Тихоокеанскому региону Конгресса США состоялась презентация отчета о деятельности уполномоченного за прошлый год, итоги которой были обсуждены с заместителем государственного секретаря Робертом Блейком.
Содержательными и полезными были встречи со специальными докладчиками ООН, являющимися общепризнанными экспертами по конкретным правозащитным проблемам: с Манфредом Новаком – по противодействию пыткам, Гэй МакДугалл – по защите прав меньшинств, Ракель Рольник – по обеспечению достаточным жильем.
Запомнился также визит делегации молодых политиков и дипломатов Германии из Фонда К¸рбера. Данное учреждение организует ознакомительные поездки в страны, представляющие приоритет для германской внешней политики.
Итоги проведенных с зарубежными представителями встреч, обмена мнениями дают основание утверждать, что в целом международное сообщество высоко оценивает достижения Казахстана в обеспечении прав человека.
В первую очередь это касается совершенствования законодательной базы и правоприменительной практики. Ее приоритеты обозначены в утвержденной Президентом РК Концепции правовой политики Казахстана на период до 2020 года, предусматривающей гуманизацию политики уголовного наказания и повышение эффективности судопроизводства.
Большинство экспертов также отмечают положительные факторы межнационального согласия, обеспечения прав и свобод национальных меньшинств, религиозной терпимости, гендерного равенства.
– Ратифицировав международные документы в сфере прав человека, Казахстан продемонстрировал готовность следовать общепринятым стандартам в данной области. Заложен ли в законодательстве механизм обращения омбудсмена в Парламент с предложениями по совершенствованию законодательства? Ведь именно ваши специалисты, консультируя граждан, иногда приходят к выводу о необходимости корректировки правовых норм. К примеру, ситуация с жильем для сирот. Если их право на “квадраты” не реализовано до 23 лет, то шансов на получение жилья у данной категории граждан не остается…
– Вы абсолютно обоснованно затронули этот вопрос, потому что участие в законотворческой деятельности – одно из ключевых направлений в работе нашего учреждения. Мы стараемся в полной мере использовать имеющиеся возможности по приведению законодательства в области прав человека в соответствие с общепринятыми международными нормами.
Членство уполномоченного по правам человека в Совете по правовой политике при Президенте РК позволяет не только участвовать, но и в известной мере влиять на законотворчество. Мы даем свои заключения на те или иные законопроекты. Например, с учетом позиции национального правозащитного института Конституционным советом были признаны неконституционными поправки в законодательство о религиозных объединениях и попытка установить уголовную ответственность за членовредительство в исправительных колониях.
Мы имеем возможность участвовать в обсуждении законопроектов в профильных комитетах обеих палат Парламента и излагать там свою позицию, а также предложения граждан и организаций, содержащиеся в обращениях в наш офис.
Руководитель Национального центра по правам человека входит в Межведомственную комиссию Правительства по вопросам законопроектной деятельности, а представители омбудсмена участвуют в рабочих группах по рассмотрению законопроектов в Парламенте.
Что касается упомянутой ситуации с жильем для социально уязвимой категории граждан, то, действительно, со ссылкой на Закон РК “О жилищных отношениях” местные исполнительные органы практикуют снятие сирот по достижении ими 23 лет с жилищного учета по льготному основанию.
Эта проблема нашла отражение в подготовленном специальном докладе уполномоченного по правам человека “О состоянии и проблемах соблюдения прав детей в Республике Казахстан”, который в начале следующего года будет представлен Главе государства, в Парламент, Правительство, уполномоченные государственные органы.
– В силу специфики наибольшее количество нарушений прав граждан происходит в уголовно-правовой сфере. Для их минимизации наша республика сделала немало: работает суд присяжных, введено судебное санкционирование ареста, предпринимаются шаги по гуманизации уголовного законодательства. Расскажите о вкладе вашего учреждения…
– Вне зависимости от статистики, фиксирующей превалирование той или иной группы нарушений прав граждан, все они имеют для нас одинаковое значение. Что касается уголовно-правовой сферы, то здесь как раз следует сказать о наметившейся положительной тенденции плодотворного сотрудничества как с государственными органами, так и с неправительственным сектором.
В качестве наглядного примера мог бы привести рабочую группу при уполномоченном по рассмотрению фактов применения пыток и других жестоких видов обращения и наказания. В ее составе поработали и ныне работают представители государственных органов, а также известные правозащитники.
Данная структура была образована заблаговременно до посещения Казахстана спецдокладчиком ООН по вопросам пыток Манфредом Новаком. Члены рабочей группы имели возможность беспрепятственно посещать пенитенциарные учреждения, изоляторы временного содержания, воинские части, ЦВИАРНы, дома престарелых и давать рекомендации по улучшению ситуации с правами граждан. Эта деятельность в определенной степени способствовала успешному проведению визита спецдокладчика и положительным результатам мониторинга в данной сфере.
В настоящее время офис омбудсмена под эгидой Министерства юстиции принимает участие в разработке концепции законопроекта и модели Национального превентивного механизма общественного мониторинга мест содержания лиц, ограниченных или лишенных свободы.
Следует признать, что немалая доля поступающих к нам жалоб связана с несогласием с судебными решениями. Принимая во внимание отсутствие полномочий по рассмотрению жалоб на принятые решения судов, уполномоченный заключил меморандум о сотрудничестве с председателем Верховного суда.
Это в известной мере расширяет наши возможности и позволяет в порядке обобщения судебной практики обращаться в высший судебный орган по отдельным, особо важным группам проблем, связанных с несогласием заявителей с решениями судов. Аналогичные двусторонние документы заключены с руководством Генеральной прокуратуры, министерств внутренних дел и юстиции.
– В октябре текущего года вы принимали участие в обзорной конференции ОБСЕ в области гуманитарного измерения в Варшаве, где затронули тему взаимодействия государственных органов и неправительственных организаций в правозащитной сфере. Хотелось бы подробней узнать о результатах подобного партнерства в нашей республике.
– Безусловно, главным условием эффективности обеспечения прав человека является четкое взаимодействие государственных органов, НПО, национальных правозащитных институтов и понимание всеми участниками этого процесса общности стоящих перед ними задач.
Я уже попытался проиллюстрировать приведенный выше тезис на примере рабочей группы по вопросам пыток. Сфера применения указанного взаимодействия, разумеется, намного шире. Например, получивший благоприятную оценку и поддержку в обществе Национальный план действий в сфере прав человека на 2009–2012 годы разработан преимущественно на основе предложений и рекомендаций гражданского сектора, представители которого входят в состав экспертного совета Комиссии по правам человека при Президенте РК – разработчика данного документа.
В данном контексте следует отметить принятие в Казахстане в сфере защиты прав и свобод человека ряда законов, например, о профилактике бытового насилия, гендерном равенстве, беженцах и других, в разработке которых непосредственное участие принимали НПО.
В октябре текущего года наше учреждение совместно с Министерством иностранных дел, Центром ОБСЕ в городе Астане и Датским институтом по правам человека провели конференцию, посвященную актуальным вопросам взаимодействия между уполномоченным по правам человека, государственными органами и гражданским сектором. Ее участники сделали вывод о позитивных изменениях в этом направлении.
В текущем году республика успешно презентовала универсальный периодический обзор по Казахстану в Совете ООН по правам человека, а также национальные доклады в комитетах ООН против пыток, расовой дискриминации и по Пакту об экономических, социальных и культурных правах. В этом есть заслуга и нашего офиса, играющего роль медиатора, налаживающего и укрепляющего взаимодействие госорганов и гражданского сектора.
Консультативно-аналитическую помощь офису омбудсмена в выработке согласованной позиции в сфере законодательного обеспечения прав человека оказывает функционирующий при нем экспертный совет, в состав которого входят известные представители НПО, государственных органов и научных кругов.
Безусловно, говоря о взаимодействии, следует иметь в виду, что каждый из участников этого процесса порой высказывает свою точку зрения и выражает отличную от других позицию по обсуждаемому вопросу. И мы всегда стараемся всесторонне рассмотреть и учесть их мнение.
– Какими вам видятся вклад Казахстана в деятельность Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и его готовность к предстоящему Саммиту ОБСЕ?
– Для любого государства и его граждан проведение международных форумов высшего уровня, тем более в рамках одной из наиболее авторитетных организаций в мире, большая честь.
Как лицо в соответствии с действующим законодательством независимое при осуществлении своей деятельности, убежден в том, что одним из факторов оказанного Казахстану доверия является признание его достижений на международной арене, в том числе в сфере защиты прав человека, демократизации общества.
Такова оценка и большинства представителей международных организаций и иностранных государств, которые отмечают эти достижения во время встреч и совместной работы с учреждением уполномоченного по правам человека.