МИГ-25 не имел конкурентов, но его боевые возможности остались невостребованными

МИГ-25 – последний из династии МИГов, проходивший боевую обкатку
в локальных войнах на Ближнем Востоке. Он применялся на египетском
фронте во время арабо-израильской войны 1969 года в качестве
разведчика, а также на Sсирийском – с соответствующим оборудованием и
оружием в качестве перехватчика.
О МИГ-25 в роли разведчика вспоминает участник событий летчик-
испытатель В.Гордиенко.
МИГ-25, рассказывает он, по своим летно-тактическим данным в то
время настолько превосходил существующие в мире истребители, что
оставалась лишь теоретическая возможность его перехвата. В этом мы
убедились, приступив к выполнению конкретных боевых задач воздушной
разведки.
Самолет успешно справлялся со всеми задачами. Выдержали проверку
и бортовые средства радиоэлектронной борьбы, не раз спасавшие нам
жизнь в, казалось бы, безвыходных ситуациях. Система вооружения
МИГов, обеспечивала эффективную работу как по воздушным, так и по
наземным целям. И при необходимости, могла бы позволить пилоту нанести
бомбовый удар по объектам или площадям с высоты в 20 тыс. метров на
скорости 2300 км/ч. Однако этот и некоторые другие варианты боевого
применения самолета не были востребованы обстановкой.
Как рассказывает Гордиенко, израильские пилоты на Фантомах
пытались перехватывать их, как правило, из засад или из положения
дежурство в воздухе. Но тщетно. Однажды в районе Суэцкого канала
охоту за нашим самолетом устроили сразу несколько десятков
истребителей. Попавшему в облаву летчику пришлось выжимать из МИГа
все, на что он был способен, чтобы уйти от погони. И это удалось.
Кстати, в Египте нашими военными пилотами было установлено несколько
абсолютных рекордов высоты полета. К сожалению, регистрировать их было
некому…
После внезапной смерти Насера новое руководство страны ограничило
разведывательные полеты. А вскоре последовал ультиматум в течение 24
часов вывести МИГи с территории Египта. Когда же все было готово к
перелету, на взлетную полосу выехали египетские танки. Дипломатическим
путем конфликт удалось уладить и через сутки прилетевшие Антеи
забрали технику и людей. Так завершилась первая боевая страница в
истории МИГ-25.
К рассказу летчика-испытателя целесообразно сделать два
дополнения. При вторжении в воздушное пространство Израиля МИГ-25,
набиравшие высоту более 18.000 м над своей территорией, несколько раз
обстреливались зенитными ракетами комплексов Хок. Однако все разрывы
фиксировались ниже траектории полета разведчика. Не могли также
пересечься пути высотного МИГ-25 и совершенно не тяготевшего к
высоте истребителя-бомбардировщика Фантом.
Вторая страница в боевой биографии МИГ-25 открылась через
одиннадцать лет в преддверии ливанской войны 1982 года на Ближнем
Востоке. В феврале 1981 года, когда на вооружение израильской армии из
США поступили новые истребители F-15, материализовались замыслы
нескольких отработанных на практике вариантов заманивания сирийских
МИГ-25 в тактическую ловушку.
Демонстративные действия – провокации на вызов – переместились в
диапазон околостратосферных высот (10.00012.000 м). Участились случаи
преднамеренного нарушения воздушных границ Сирии со стороны моря.
Ниже следует выписка из журнала боевых действий.
…13 февраля 1981 года над Ливаном появилась пара израильских
разведчиков RF-4С, которые начали перемещаться вдоль рубежа подъема на
перехват в северном направлении со скоростью 1.000 км/ч на высоте
12.000 м. Навстречу нарушителям по команде с ЦКП из зоны дежурства в
воздухе вышел одиночный МИГ-25.
В 13.25 на эшелоне 8.000 м МИГ-25 начал разгон, затем занял одну
с целью высоту на дистанции 110 км. В ответ цель развернулась на
обратный курс и оставила за собой плотное облако дипольных
отражателей, образовавшее пятно засветки на экране РЛС наведения. МИГ-
25 продолжал преследование отходящих на юг разведчиков. Через минуту
из облака помех вышла еще одна цель ( наземный высотомер дал первую
засечку на 3.000 м). Это был израильский F-15, находившийся до этого в
засаде за высоким горным хребтом.
В 13.27 расстояние между F-15 и МИГ-25 сократилось до 50 км.
Сирийский летчик, полностью освоивший МИГ-25 обнаружить сближающегося
снизу противника не мог из-за ограничения бортовой РЛС в обзоре нижней
полусферы. Команда, поданная с земли на отворот, до летчика не
дошла, так как в этот момент появились сильные шумовые помехи по
радио.
В 13.28 на встречном сближении в наборе F-15 с дистанции 25 км
произвел пуск ракеты и сбил МИГ-25. На месте падения самолета в Ливане
в левой плоскости , была обнаружена крупная дыра и найдены осколки
ракеты, на одном из которых можно было различить надпись АIМ-7F.
Так произошла первая в истории воздушных войн встречная ракетная
атака.
Как свидетельствуют записи, ее обеспечивали разведчики,
предпринявшие плановый демонстративный маневр и сбросившие пассивные
помехи, а также специализированный самолет РЭБ, дежуривший над морем
вместе с ВКП Хокай и создавший шумовые помехи, которые нарушили
управление МИГ-25.
Таким образом, в сферу боя вторглись новые элементы,
непосредственно влиявшие на его исход. Изменилось и содержание самого
боя, на что потребовалась своевременная реакция.
29 июля 1981 г., когда девятилетняя пауза между войнами на
Ближнем Востоке еще продолжалась, израильтяне в очередной провокации с
нарушением границы сменили расстановку сил и порядок действий.
Демонстративные маневры выполнял уже одиночный F-15. Два других
(ударная группа) расположились в засаде вне зоны видимости сирийских
наземных РЛС.
Начальник штаба сирийских ВВС (впоследствии защитивший у нас
кандидатскую диссертацию) разработал ответный план действий, который
реализовывался следующим образом.
Верхнего F-15 стала вызывать на себя пара МИГ-21, а два
самолета МИГ-25 отправились в засаду – затемненную зону в обзоре
израильского ВКП Хокай. F-15 клюнул на ложный вызов. На встречный
курс с ним пункт наведения вывел один МИГ-25 из пары. Второй начал
маневр для нанесения удара во фланг.
Однако F-15, не меняя курса, внезапно перешел на снижение,
увлекая за собой МИГ-25. Сирийский летчик в процессе боя докладывал об
обнаружении цели на 80 км, захвате на 40 км и о последующем срыве
захвата на снижении. Метки противников на экране РЛС наведения
слились, а затем пропали. Летчик МИГ-25 катапультировался, как он
доложил, после удара и благополучно приземлился.
Второй МИГ-25 удар во фланг уже не наносил. К месту боя не успели
и израильские ударные самолеты. В непредвиденной заранее ситуации
быстрее разобрались на сирийском ЦКП. Посчитав позицию более выгодной,
там решили перевести МИГ-25 на сближение. Цель летчик обнаружил на 40
км., захват произвел на 25 км., пуск первой ракеты – на 18 км, второй
ракеты – на 11 км (бортовые средства контроля при дешифрировании
подтвердили попадание первой ракеты). Израильский летчик
катапультировался над морем. Сторожевые катера подобрали спасательный
жилет и пакет с сигнальными средствами, хранящийся в катапультном
сидении.
Однако первый результативный бой МИГ-25 продолжения не имел:
самолеты этого типа сирийское командование вывело за рамки боевых
действий. Причина лежала на поверхности: в стратосфере, где
раскрывались характеристики МИГ-25 как перехватчика, никто не летал
(целей не было). Несомненно, в тех условиях, к которым подгонялись
боевые возможности самолета, ему не было равных. Однако эти условия
не нашли места в ограниченном вооруженном конфликте на Ближнем
Востоке.
Через десять лет – в 1991 году – носители новых военнотехнических
идей были поставлены перед следующим фактом: в войне высоких
технологий в Персидском заливе вся современная боевая пилотируемая
авиация выше 10.000 метров вообще не летала. Разведку в интересах
ударных сил (в том числе и радиотехническую с установлением координат
включившихся в работу средств ПВО) вели космические аппараты. Из зон
дежурства в воздухе, сдвинутых глубоко на свою территорию, им помогали
специализированные самолеты, не имевшие оружия и средств
индивидуальной защиты. Стратосферный перехват – дорогостоящая
реализованная в металле идея так и не нашла своего применения в боевых
условиях.
Боевой путь МИГов трех поколений – от пятнадцатого до двадцать
пятого похож на полет истребителя с подъемами и снижениями. Успех
присутствовал там, где возможности самолетов и оружия соответствовали
условиям решаемых задач.

This entry was posted in Секретные новости из армии. Bookmark the permalink.

Comments are closed.