МИГ-29 атакует на дальнем рубеже

Как известно, МИГ-29 не участвовал в реальных боевых действиях,
но его возможности для реализации главного предназначения – завоевания
господства в воздухе ни у кого не вызывают сомнений. Правда при этом
многие зарубежные эксперты замечают, что бесспорные преимущества наш
истребитель имеет лишь в ближнем маневренном бою. Опыт же локальных
войн и миротворческих операций свидетельствует о том, что в случае
боевого соприкосновения ему придется встретиться с противником и в
дальнем воздушном бою.
Чтобы исследовать возможности МИГ-29 в дальнем бою в
Государственном научно-исследовательском институте авиационных систем
(ГосНИИАС) были проведены специальные исследования. Их результаты
убедительно свидетельствуют, что наш истребитель готов на равных
вести, как ближний, так и дальний бой с любым из находящихся на
вооружении зарубежных ВВС боевым самолетом.
Институт располагает уникальным полунатурным моделирующим
комплексом, состоящим из действующей кабины истребителя, электронно-
вычислительных машин, записывающих полет, средств объективного
контроля, представляющих данные для анализа. В ЭВМ заведены
характеристики МИГ-29, разрешенные дальности и ракурсы стрельбы
(пуска), допустимые перегрузки, режимы сваливания и т. п. А также
данные о боекомплекте, заправке топливом, работе двигателей.
Противник (по усмотрению руководителя он может быть сильнее,
слабее или равноценным) находится в своей кабине и совершенно
независим в выборе тактики и средств ведения боя. В нашем случае
выбран тип самолета со схожими с МИГ-29 боевыми качествами.
Задание – типовое, на выполнение которого истребители всего мира
тратят большую часть своего ресурса: прикрытие войск (объектов) в
тактической зоне.
Готовность э1 – занимаем место в кабине МИГ-29. Боевая задача – не
пропустить противника через рубеж ввода в бой, расположение которого
устанавливается командованием заранее (во всех конфликтах больших и
малых). Для выполнения данной задачи у нас есть скорость, маневр и
огонь – пушка, две ракеты средней и две ракеты малой дальности, а
также приемлемый уровень пилотажной и тактической подготовки
исследователя.
Получив сведения о противнике, подходящем к рубежу подъема, с
командного пункта получаем указание на взлет. Набираем заданную
высоту, берем курс на сближение. С КП поступает осведомительная
информация о противнике, которого пока еще нет в секторе обзора
бортовой РЛС. Вырабатывается решение на бой. Оно зависит от удаления
от рубежа ввода – нашего и противника. Так как ранний выход на рубеж
оставляет резерв времени на обходный маневр, а даже незначительное
опоздание обрекает на скоротечную атаку в лоб.
…Мы оказались с противником в дуэльной ситуации без
опоздания. И у него, и у нас только одно решение: вступить в дальний
ракетный бой. МИГ-29 имеет полный потенциал для его ведения: бортовую
(избирательную и чувствительную РЛС), высокие разгонные
характеристики, мощные ракеты с РЛнаведением.
Противник тоже настроился на атаку. Так как по условиям задания
он равноценен, это значит, что исход встречного боя будет зависеть
только от мастерства летчика.
Мы нашли более искусный прием – фирменный, отработанный в ходе
напряженных тренировок. Средства объективного контроля подтвердили
прямое попадание на встречном курсе.
Эксперимент продолжается. Противник, проанализировав запись
проигранного боя, вскрыл роковую ошибку и сделал выводы на будущий
боевой полет в полунатуре. В повторной ситуации на рубеже ввода в
бой он поставил помехи, затруднившие захват и сопровождение (что
неоднократно случалось на Ближнем Востоке). В результате, бортовая
система МИГ-29 не дала разрешения на пуск дальних ракет. Мы стали
перед альтернативой: или продолжать обмен ударами, или вступать в
ближний маневренный бой. В первом варианте все начинается сначала – с
этапа поиска (так как радиолокационный контакт с противником потерян).
При реализации второго варианта МИГ-29 попадает в свою стихию –
ближний бой, но уже возит мертвым грузом часть своих поражающих
возможностей: условия для применения дальних ракет основной убойной
силы усложняются до предела.
После детального анализа результатов боевых вылетов на
наземном МИГ-29 можно сделать следующие выводы.
Первый: девиз его стихия ближний бой несколько снижает
достоинства МИГ-29 как современного истребителя, в котором в равной
степени заложены возможности дальнего и ближнего боя.
Второй: вероятность возникновения дальнего боя не зависит от
масштаба конфликта, величины занимаемого им пространства и его
насыщенности авиацией.
Третий: во всех конфликтах, где не мог еще возникнуть дальний бой
(вследствие слабостей оружия) из общего числа сбитых самолетов три
четверти было поражено в первой атаке. Взаимное маневрирование со
сменой мест, часто ничейное, приходится всего на четверть
результативных боев.
Наконец, летчик-истребитель должен в равной степени готовиться к
ведению как ближнего, так и дальнего боя. И если ближний бой уже
достаточно изучен и освоен, то дальний пока не имеет даже стройной
теории. Накопленный небогатый опыт МИГ-23 и МИГ-25 остался
невостребованным.
Несколько отдельно может стоять обращение авторов, прошедших
школу локальных войн, к заинтересованным военным лицам и организациям:
в обстановке жесткой экономии, резкого подорожания каждого часа
реального полета на боевом самолете повышается роль полунатурных
исследований. Поэтому не должен прекращать существование моделирующий
комплекс. Возможности его действительно чрезвычайно высокие.

This entry was posted in Секретные новости из армии. Bookmark the permalink.

Comments are closed.