Модернизация, как уже подчеркивалось, весьма экономичный путь
совершенствования боевой техники и оружия, обновления и продления
жизни наиболее удачных образцов. В США, к примеру, сочли необходимым
модернизировать даже такого старичка, ровесника нашего МИГ-21, как
Фантом F4, и, оснастив его новой радиолокационной станцией и новыми
ракетами, сделали достаточно современной машиной.
Су-35 тоже родился в результате модернизации. Но тут случай
особый. Модернизировался Су-27, самолет с очень высокими летно-
техническими характеристиками, отнюдь не утративший своих приоритетов.
А сама модернизация была столь глубокой и многосторонней, что в итоге
появился новый истребитель. Новый по устройству, оснащению, новый по
целям и возможностям.
Су-35 – многоцелевой истребитель, способный не только доказать
свои преимущества перед любым воздушным противником, но и нанести
дальний, высокоточный и мощный удар по наземным либо морским целям. В
ОКБ имени П. Сухого, руководимом Михаилом Петровичем Симоновым, создан
самолет, о боевом потенциале, универсальных свойствах которого будут с
уважением говорить и в XXI веке. Впрочем, он и создавался с таким
заделом.
Прототип Су-35 впервые поднялся в небо в мае 1985 года. Сохранив
преемственность с Су-27, новая машина осталась похожей на него и
внешне. И тем не менее по своей аэродинамической схеме она уникальна.
Выражение самый-самый уместно и в рассказе о вооружении нового
самолета. Ни один в мире истребитель не несет в полете столько ракет,
как Су-35, – 14. Его боевая нагрузка достигает 8.000 килограммов. Су-
35 оснащен управляемыми ракетами воздух-воздух сверхбольшой, средней
и повышенной дальности, а также ближнего боя с активными,
полуактивными и пассивными радиолокационными и инфракрасными
головками. По наземным и надводным целям летчик может нанести удар
ракетами с телевизионным и телекомандным наведением, управляемыми или
неуправляемыми авиабомбами, бомбовыми кассетами и реактивными
снарядами. В его распоряжении и З0-мм встроенная авиационная пушка.
Некоторые выражают сомнение в том, что нам удается оснащать
самолеты радиолокационными станциями, соответствующими по уровню
западным образцам. Надо сказать, что как раз за рубежом от такого рода
сомнений не осталось и следа. Они развеялись после того, как некоторые
наши разработки были открыты на международных авиасмотрах. Оказалось,
что у станции управления огнем перехватчика МИГ31 Заслон с активной
фазированной антенной решеткой, хотя этой станции уже более 15 лет, на
Западе аналогов нет. Не уступает лучшим зарубежным РЛС, а по ряду
ответственных параметров превосходит их РЛС , установленная на МИГ-
29. Заслуживают, чтобы перед ними сняли шляпу, и люди, разработавшие
многорежимную помехозащищенную РЛС, которой оснащен Су-35. Она
позволяет обнаруживать воздушные цели на дальности до 400 километров,
а наземные – на удалении до 200 километров, одновременно сопровождать
не менее 15 воздушных целей и не менее 6 одновременно атаковать
ракетами.
Первоклассное бортовое радиоэлектронное оборудование Су-35 в
совокупности с другими его качествами дает возможность наносить
упреждающий удар по любому воздушному противнику, в том числе
малозаметному, атаковать наземные цели без захода в зону ПВО,
совершать полет на малых высотах, обходя и облетая препятствия,
участвовать в групповых действиях, по воздушным и наземным целям,
автоматизировать все этапы полета и боевого применения, осуществлять
автоматический контроль за состоянием систем и в минимальные сроки
устранять неисправности… Можно сказать и короче: Су-35 обучен всему,
что умеют лучшие истребители мира и чему им еще предстоит учиться.
Создатели нового многоцелевого истребителя позаботились о том,
чтобы он был легким, удобным в пилотировании, чтобы максимально
упростить и облегчить обслуживание этого сложнейшего авиационного
комплекса. Летать на Су-35, готовить его к полетам, уверен, очень
престижно. Летчикам, инженерам и техникам нелишне знать имя главного
конструктора машины: Николай Федорович Никитин.
Основные летно-технические характеристики:
Максимальная скорость, км/ч
у земли 1.400
на высоте 2.500
Практический потолок, м 18.000
Дальность полета, км
максимальная более 4.000
с дозаправкой в полете более 6.500
Тип двигателя АЛ-35Ф
Тяговооруженность взлетная более 1