МИГ-АТ и Як-130: на победу в конкурсе претендуют обе машины

Сегодня, когда останавливаются конвейеры крупных промышленных
предприятий, закрываются шахты, сворачиваются перспективные проекты и
научные школы, подъем в воздух самолетов нового поколения можно
расценивать как сенсацию. И слава Богу, что такие сенсации сегодня еще
возможны. Они убедительно свидетельствуют, что несмотря на все
переживаемые трудности потенциал российской авиационной промышленности
по-прежнему очень высок.
Новые российские учебно-тренировочные самолеты МИГ-АТ и Як-130,
которые в настоящее время проходят летные испытания составят без
сомнения серьезную конкуренцию на рынке учебнотренировочных самолетов.
Для обучения курсантов летных училищ ВВС, как известно, на
протяжении вот уже нескольких десятилетий у нас использовались
чехословацкие машины Л-29 и Л-39, которые за прошедшее время и
физически и морально устарели. Особенно остро мы начали испытывать
потребность в современном реактивном учебно-тренировочном самолете
(УТС) после внедрения трехэтапной системы подготовки летчиков,
включающей в себя первоначальную летную подготовку в аэроклубах
(авиаспортклубах), основную в летном училище ВВС и подготовку на
боевом самолете в учебном авиационном центре переподготовки летного
состава.
Учитывая все это еще в июне 1990 года ведущим конструкторским
бюро были выданы тактико-технические задания (ТТЗ) и объявлен конкурс
на разработку современного учебнотренировочного самолета для обучения
летчиков в авиационных училищах фронтовой авиации. Для конкурсного
рассмотрения материалов проектов учебно-тренировочного самолета и
выбора варианта комплекса для проведения дальнейших
опытноконструкторских проработок приказом Главнокомандующего ВВС в
ноябре 1991 года создана специальная комиссия.
В декабре того же года были рассмотрены предварительные итоги
конкурса. На суд жюри ОКБ им. А.С.Яковлева представило проект УТК Як-
130, ОКБ им. А.И.Микояна – МИГ-АТ, ОКБ имени П.О.Сухого –
сверхзвуковой С-54, ОКБ имени В.М.Мясищева – УТС М-200. После первого
этапа конкурса были отобраны два проекта – МИГ-АТ и Як-130, которые по
мнению специалистов в большей степени отвечали требованиям ТТЗ.
Хотелось бы отметить одну очень важную особенность этой ситуации.
Впервые в истории отечественной практики авиастроения оба проекта
доведены до изготовления опытных образцов и проведения полного
комплекса летных испытаний.
И Як-130 и МИГ-АТ создаются по ТТЗ ВВС, однако в связи с тем что
для их разработки были привлечены значительные внебюджетные средства
конструкторским бюро пришлось учитывать и ряд требований инвесторов.
Пока еще трудно сказать, какому из УТС Военно-Воздушные Силы
России отдадут предпочтение, но уже сейчас ясно, что потребность в
таком самолете велика. По предварительным оценкам, для стран СНГ
необходимо до 1.000 таких самолетов, а для ВВС России – 600. До 200
машин, при благоприятном развитии событий, могут быть поставлены в
дальнее зарубежье.
У Як-130 при нормальной взлетной массе – 6.000 кг запас топлива
составляет 1.600 кг, скорость максимальная – 1000 км/ч, посадочная –
195 км/ч, практический потолок – 12.000 м, практическая дальность
полета при нормальной заправке – 1.850 км, длина разбега – 380 м,
пробега – 670 м.
Двигатели. Два ТРДД фирмы Gearrel TFF 731-Х или ZVL/Лотарев DV-2С
(РД-35) тягой соответственно 2.195 кг и 2.200 кг.
Предлагается бортовая система имитации режимов боевого
применения, обеспечивающая моделирование воздушного боя с пуском ракет
воздух – воздух с тепловой и радиолокационной головкой
самонаведения, применения по наземным целям управляемых ракет воздух
– поверхность с различными головками самонаведения, неуправляемыми
авиационными ракет, стрельбу из пушек, сброс бомб.
Авиаоборудование отечественное. Ресурс планера оценивается в
10.000 ч, с возможностью дальнейшего увеличения до 15.000 ч, что
должно соответствовать эксплуатации в течение 30 лет.
Аэродинамическая компоновка обеспечивает возможность управляемого
полета на углах атаки до 35 градусов.
Возможно создание УТС корабельного базирования для подготовки
летчиков авиации ВМФ.
Самолет МИГ-АТ/УТС отличается от Як-130. Его взлетная нормальная
масса – 4.361 кг, максимальная – 7.000 кг, запас топлива нормальный –
850 кг, максимальный – 1.650 кг.
Скорость максимальная у земли – 850 км/ч, на высоте 2.500 м –
1.000 км/ч, посадочная – 170 – 180 км/ч, практический потолок – 15.500
м, максимальная дальность полета – около 3.000 км, длина разбега – 470
м, пробега – 570 м.
Двигатели. Два ТРДД Snecma-Турбомека Larzac 04-R20 тягой по
1440 кг.
Вооружение аналогично Як-130.Для обучения российских пилотов
самолет будет комплектоваться отечественным оборудованием. При
эксплуатации за рубежом – радиоэлектронным оборудованием фирмы
SEXTANT.
Кабина по компоновке близка к кабине самолета МИГ-29М.
Возможность перестраивать (репрограммировать) систему управления
самолетом и силовой установкой обеспечивает аэродинамическое подобие с
характеристиками боевых самолетов МИГ-29, Су-27 Мираж-2000, F-15, F-
16 и F-18, а также истребителей следующего поколения.
Одно из главных преимуществ МИГ-АТ/УТС – сочетание малой массы с
высоким аэродинамическим качеством, что позволило использовать
двигатели меньшей тяги.
Анализ показывает, что обе машины способны обеспечить основную и
повышенную подготовку курсантов-летчиков с выполнением полетов по
кругу, в зону на простой, сложный и высший пилотаж, полетов на
групповую слетанность и по маршруту в простых и сложных метеоусловиях
в установленном диапазоне высот.
Особо стоит вопрос с обучением летчиков боевому применению.
Позиция командования ВВС такова – в летном училище курсант должен быть
обучен основным видам боевого применения применительно к роду авиации
(конкретному типу боевого самолета), по которому ведется его
подготовка. Соответствующие требования ВВС были заложены и в
тактикотехническое задание. При этом для подготовки вместо реального
оружия болжно обеспечиваться применение имитаторов.

This entry was posted in Uncategorized. Bookmark the permalink.

Comments are closed.