Ми-24 – винтокрылый брат пехоты

– Идея создания боевого вертолета, – рассказывает академик Марат
Николаевич Тищенко, в недавнем прошлом Генеральный конструктор ОКБ
имени М.Л.Миля, – родилась у нас давно. Но предложения вооружить
вертолеты Ми-1, Ми-4, с которыми Михаил Леонтьевич Миль обращался в
Министерство обороны, не находили поддержки. И прежде всего со стороны
Министра обороны – маршала Р.Я. Малиновского. Только в 1967 году
Военно-технический совет МО принял наконец решение о создании боевой
винтокрылой машины. К тому времени, как известно, армия США уже
располагала двухместным боевым вертолетом Кобра.
Разработка Ми-24 велась параллельно с подготовкой к его серийному
выпуску. Это сэкономило немало времени. В 1969 году опытный экземпляр
нового вертолета впервые поднялся в воздух, а в 1971 году начал
поступать в части.
Машина получилась удачной. Вплоть до конца семидесятых годов это
был самый эффективный и самый мощный боевой вертолет в мире. А еще –
лучше всех других бронированный и самый скоростной. На одном из
вариантов Ми-24 был установлен абсолютный рекорд скорости – 367 км/ч,
продержавшийся около 10 лет.
Принципиальным отличием Ми-24 от западных машин была кабина для
отделения мотострелков. (8 человек).
Первоначально экипаж Ми-24 включал двух человек: летчика и
оператора оружия. Теперь в экипаже трое: летчик, летчик-оператор и
борттехник, рабочее место которого в десантной кабине.
Вертолет непрерывно дорабатывался, модернизировался. В том числе
по линии ракетного вооружения. Вначале Ми-24 вооружали четырьмя
дозвуковыми противотанковыми ракетами Фаланга с ручным управлением
(позднее с полуавтоматической системой управления). Сейчас на машине –
сверхзвуковые противотанковые ракеты Штурм. Менялось стрелковое
вооружение. Первые Ми-24 располагали одноствольным пулеметом. Затем
четырехствольным вращающимся блоком 12,7-мм пулеметов. Теперь на них
устанавливается 23-мм пушка на подвижной установке.
В четырех подвесных блоках размещаются 132 неуправляемые ракеты.
Вести огонь можно залпом и одиночными пусками. Возможна подвеска
блоков с ракетами калибра 80 мм, пулеметами или гранатометами, а также
2 или 4 авиабомбами общим весом 500 кг.
Ми-24 оборудован специальными системами защиты от ракет с
тепловыми головками самонаведения.
Двигатели, установленные на Ми-24, по удельным и весовым
характеристикам до сих пор находятся на уровне лучших мировых
образцов. Они разработаны Санкт-Петербургским ОКБ им. В. Я.Климова под
руководством Генерального конструктора Сергея Петровича Изотова.
Ми-24 способен решать самые разнообразные задачи: уничтожать
танки противника, штурмовать его огневые позиции и опорные пункты,
сопровождать транспортно-десантные вертолеты и вести воздушный бой,
корректировать огонь артиллерии, забрасывать в тыл противника
небольшие десантные подразделения и разведгруппы, вести радиационную и
химическую разведку, эвакуировать с поля боя раненых.
Модификация Ми-24 вертолет Ми-35 широко экспортировался за рубеж.
Он испытан в многих войнах и военных конфликтах (Афганистан, Ирак,
Ангола, Мозамбик, Сирия, Ливия, Йемен, Эфиопия), где зарекомендовал
себя надежным средством огневой поддержки сухопутных войск.
Выпуск Ми-24 прекращен, но он еще надолго останется в строю.

Основные летно-технические характеристики:

Взлетная масса, кг:
нормальная 11200
максимальная 11500
Максимальная масса груза на внешней
подвеске, кг 2400
Максимальная скорость полета, км/ч 335
Крейсерская скорость полета, км/ч 270
Потолок, м.
статический 1750
динамический 4500
Практическая дальность полета, км:
с основными баками 500
с дополнительными 1000
Максимальное время пребывания
в воздухе, ч 4
Двигатели тип/мощность, л.с. 2 х ТВ-3-117/2 х 2200

This entry was posted in Uncategorized. Bookmark the permalink.

Comments are closed.