Говорят, за одного битого двух небитых дают. Если эта народная
мудрость относится и к технике, то конструкторам ОКБ имени М.Л.Миля
нет причин беспокоиться за будущее своего нового боевого вертолета Ми-
28.
Ми-28 изначально задумывался и разрабатывался как двухместный
боевой вертолет. Создатели этой машины Генеральный конструктор ОКБ
Марк Вайнберг, конструкторы Андрей Ермаков, Владимир Стекольников,
Михаил Короткевич и многие другие убеждены – над полем боя в обозримом
будущем преимущества сохранят двухместные вертолеты. Достижения
камовцев заслуживают уважения, идея одноместного вертолета крайне
заманчива, но реализовать ее без ущерба для боевой эффективности в
полной мере удастся лишь при качественно новом уровне автоматизации
полета.
Первый полет Ми-28 выполнил в декабре 1982 года. Подняли его в
воздух заслуженный летчик-испытатель Герой Советского Союза Гурген
Карапетян и заслуженный штурманиспытатель Виктор Цыганков. Новая
машина сразу же показала себя как мощное боевое средство для поиска и
уничтожения различной боевой техники, и в первую очередь танков, БМП.
Специалисты считают, что по боевой эффективности Ми-28 превосходит
зарубежные боевые вертолеты, в том числе и широко известный
американский АН-64 Апач.
Вертолет вооружен 30-мм пушкой, аналогичной той, что
устанавливается на боевых машинах пехоты. Она имеет два темпа стрельбы
– 800 и 300 снарядов в минуту. Причем снаряды унифицированы с
сухопутными. Кроме пушки, в арсенале Ми-28 управляемая ракета Штурм
или Атака класса воздухповерхность и четыре блока неуправляемых
реактивных снарядов калибра 80 и 130 мм. На четырех точках подвески
могут крепиться контейнеры с гранатометами, пушками калибра 23 мм, а
также бомбы калибром до 500 кг и другие боеприпасы. Вертолет оснащен
приспособлением для постановки мин.
Поиск, распознавание цели и наведение оружия осуществляются с
помощью комбинированной оптико-прицельной станции. Она имеет два
оптических и один оптикотелевизионный канал (соответственно с трех,
тринадцати и двадцатикратным увеличением).
Важно заметить, что прицел и пушка работают синхронно. Их
подвижность по азимуту + 110 градусов, по углу места +13 – 40.
Применяет управляемое оружие штурман-оператор, который располагается в
передней кабине. Командир экипажа обеспечивает пилотирование
винтокрылой машины на предельно малой высоте (преимущественно 5-15
метров) и ведет огонь из неуправляемого оружия. При необходимости
летчик также может управлять прицелом и пушкой. Для этого имеется
специальная нашлемная система целеуказания, которая обеспечивает
поворот пушки в ту сторону, куда смотрит пилот.
Важное достоинство Ми-28 – его высокая боевая живучесть. По этому
показателю с ним не может соперничать ни один вертолет мира. Это
единственный вертолет, имеющий полностью бронированную пилотскую
кабину. Остекление кабины выдерживает прямое попадание пуль калибром
до 12,7 мм, а также осколков снарядов. На Ми-28 широко применено
экранирование жизненно важных элементов менее жизненно важными.
Двигатели например, разнесены так, что между ними уместился главный
редуктор. Лопасти несущего и хвостового винтов выполнены полностью из
композиционных материалов, отличающихся высокой остаточной прочностью
при повреждениях, многие агрегаты и системы вертолета дублированы.
На машине применена оригинальная и надежная система пассивной
защиты экипажа, обеспечивающая выживание летчикам при возникновении
аварийной ситуации на малой и предельно малой высотах, при ударе о
землю с вертикальной скоростью до 12 м/сек. Ее основу составляет
неубирающееся в полете шасси с двухкамерной амортизационной стойкой,
энергопоглощающие кресла. Если аварийная ситуация возникла на большой
высоте, летчики могут покинуть машину с парашютом. Благодаря тому, что
на Ми-28 имеется специальный технический отсек, в котором легко
размещаются два человека, он может использоваться для эвакуации с поля
боя экипажа сбитого вертолета
Вертолет демонстрировался на международных авиасалонах в Бурже и
Редхилле и был по достоинству оценен зарубежными специалистами. Об
этом красноречиво говорит тот факт, что после авиасалона от ряда
зарубежных фирм последовали предложения на закупку Ми-28.
Основные летно-технические данные вертолета:
Экипаж, чел. 2
Взлетная масса, кг 10.400
Двигатели тип/мощность, л.с. 2х ТВ3-117 ВМ/2 по 2.200
Потолок, м
статический 3.500
динамический 5.800
Диапазон скоростей, км/ч 0-300
Крейсерская скорость, км/ч 270
Дальность полета, км 460
Вооружение
пушка калибра 30 мм,
управляемые противотанковые ракеты,
бомбы, неуправляемые ракеты.