Як-141 стал логическим продолжением работ ОКБ имени А.С. Яковлева
по созданию самолетов вертикального взлета и посадки. Эта машина
первой в мире среди самолетов такого класса преодолела скорость звука.
Главное предназначение этого многоцелевого самолета вертикального
взлета и посадки – перехват воздушных целей и ведение ближнего
маневренного боя, а также нанесение ударов по наземным и надводным
объектам.
Это первый в мире самолет, сочетающий в себе качества
сверхзвукового истребителя и вертикально взлетающего самолета.
Выполняя задачи, присущие самолетам обычного взлета, Як-141 имеет тем
не менее целый ряд преимуществ перед ними. Он способен взлетать без
выруливания на взлетнопосадочную полосу, обеспечивая массовый взлет и
ввод в бой подразделений Як-141 по сигналу тревоги. Можно
эксплуатировать самолет и с поврежденных аэродромов. Особенности этой
машины позволяют рассредоточить самолеты на большом количестве
малоразмерных площадок, что обеспечивает повышенную выживаемость и
скрытность базирования. На базе самолета Як-141 может быть создана
гибкая, мобильная, с высокой степенью выживаемости оборонительная
система, которая обеспечит сохранение боевого потенциала обороняющейся
стороны в случае внезапного массированного удара противника.
Силовая установка включает два подъемных двигателя РД41 и один
подъемно-маршевый Р-79. Они позволяют выполнять взлет и посадку на
форсажном режиме. Максимальный взлетный вес машины – около 20 тонн.
Максимальная скорость – 1850 километров в час, масса боевой нагрузки
на внешних узлах подвески – 2,6 тонны. Дальность полета при
вертикальном взлете – 1400 километров, а при взлете с коротким
разбегом и с подвесным топливным баком может достигать 2100
километров.
Пилотажно-навигационный комплекс Як-141 обеспечивает как ручное,
так и автоматическое управление самолетом от взлета до посадки в любое
время суток, в различных метеоусловиях, на всех географических
широтах. Как показали летные испытания, самолет может базироваться как
в корабельных условиях, так и использоваться с коротких бетонных, а в
перспективе и с асфальтовых взлетно-посадочных полос. Система
управления вооружением включает многорежимную радиолокационную станцию
с единой индикацией и обеспечивает выполнение задач с применением
различных видов оружия.
Вооружение состоит из 30-миллиметровой пушки, управляемых ракет и
неуправляемых средств поражения, размещаемых на крыльевых точках
подвески.
О том, что Як-141 обладает высокими летно-техническими
характеристиками, свидетельствует и тот факт, что в процессе летных
испытаний летчик-испытатель Андрей Синицын на одном из опытных
самолетов установил 12 мировых рекордов по скороподъемности и
максимальной высоте полета с нагрузкой в одну и две тонны. По мнению
иностранных авиаспециалистов, Як141 опережает аналогичные зарубежные
разработки на 15-20 лет.
Коллективом разработчиков определены основные направления
модернизации самолета Як-141. Это улучшение летно-технических
характеристик за счет увеличения тяги подъемно-маршевого двигателя,
увеличение максимального запаса топлива и совершенствование
конструкции самолета. Предусматривается увеличение боевой
эффективности за счет наращивания номенклатуры оружия и систем
управления вооружением, ведутся работы по снижению радиолокационной
заметности машины.
Подводя итог, можно сказать, что в ОКБ имени А. С. Яковлева
создан самолет, опередивший время. Однако, к сожалению, из-за
финансовых трудностей пустить Як-141 в серию пока не удалось. Хочется
верить, что в скором времени Военно-морской Флот России все же получит
на вооружение эту многообещающую уникальную машину.
Основные летно-технические характеристики:
Скорость полета максимальная, км/ч:
– у земли 1250
– на высоте 11 км 1800
Практический потолок, м 15000
Практическая дальность полета
при вертикальном взлете без нагрузки, км:
– у земли 650
– на высоте 10-12 км 1400
Практическая дальность полета
при разбеге 120 м с нагрузкой 1 т, км:
– у земли 1010
– на высоте 10-12 км 2100
Боевой радиус действия при разбеге
120 м с нагрузкой 2 т, км 690
Время барражирования на удалении 100 км, мин 90
Масса полезной нагрузки максимальная, кг
– при вертикальном взлете 1000
– при коротком разбеге (120 м) 2600
Масса взлетная, кг:
– при вертикальном взлете 15800
– при коротком разбеге 120 м 19500
Запас топлива максимальный, кг
– во внутренних баках 4400
– в подвесном баке 1750
Максимальная эксплуатационная перегрузка
при 50% запасе топлива, g 7