В ряде стран Европы сверхмалые и малые подлодки проектировались и
строились еще в годы второй мировой войны например немецкая Зеехунд
(морская собака). В России же за исключением, пожалуй, серии М (малютки)
лодок малого водоизмещения не было. Сказывались устоявшиеся стереотипы в
проектировании подводных кораблей.
Уникальные технологии для проекта Пираньи были созданы в
конструкторском бюро Малахит под руководством Юрия Минеева. При
водоизмещении всего 250 тонн лодка на одну тонну веса несет вооружения
значительно больше, чем какая-либо другая подлодка в мире. В ее арсенале –
торпеды, мины, а также самое эффективное оружие – боевые пловцы-диверсанты и
все необходимое для выполнения ими различных задач. Хорошо известно, что
один хорошо подготовленный диверсант может порой нанести противнику большой
урон. Вспомним хотя бы судьбу немецкого суперлинкора Тирпиц, да и по
поводу гибели нашего Новороссийска последнее слово еще не сказано.
У Пираньи прекрасные мореходные качества, высокая маневренность,
управляет лодкой один человек. Когда известным подводникам
продемонстрировали чертежи Пираньи, один из них, в немалых чинах, кстати,
выразил удивление отсутствием у лодки швартовного устройства. Ему было
трудно представить, что Пиранью легко буксирует один матрос, а
разворачивается она с ловкостью катера.
Корозионностойкий, немагнитный корпус Пираньи обеспечивает высокую
прочность конструкции и почти абсолютную бесшумность движения. В чреве
хищницы условия для экипажа и десантников созданы превосходные. Это стало
возможным благодаря нетрадиционным компоновочным решениям и миниатюризации
внутреннего оборудования.
Постройка Пираньи возможна крупными сериями уже сегодня, например на
Ленинградском Адмиралтейском объединении, где уже построены первые два
корпуса. В то время как зарубежные аналоги Пираньи лишь проектируются и
могут быть реализованы лишь в следующем веке. На международных выставках
оружия в Абу-Даби и Анкаре Пиранья вызвала у специалистов большой интерес.
В Абу-Даби малые ПЛ представляли в виде проектов также итальянцы и немцы, но
в Анкару они их уже не привезли, видимо, поняв всю бессмысленность
конкуренции с Пираньей.
Российские оборонщики предлагают Пиранью зарубежным заказчикам.
Причем как продажу лодок в любой комплекции, так и аренду, совместное
строительство, продажу лицензий на строительство, подготовку экипажей.
Россия имеет учебноисследовательский комплекс для подготовки экипажей
Пираньи. Условия для обучения там максимально приближены к боевым.
В КБ Юрия Минеева уже разрабатывается проект Пираньи2 и созданы
проекты мирных вариантов Пираньи – прогулочный Нельма и Исследователь.
Тактико-технические характеристики ПЛ Пиранья:
Длина, м 30,2
Осадка, м 3,9
Глубина погружения, м 200
Подводная скорость, узлов
полная 6,5
экономическая 4,0
Автономность, дней 10
Дальность, миль
максимальная 1000
подводным экономическим ходом
без подзарядки батарей 130
Экипаж, человек 3
Боевые пловцы, человек 6
Вооружение
два внешних герметизированных контейнера со специальным оборудованием,
два внешних устройства для постановки мин и запуска торпед.
Энергетическая установка
свинцово-кислотные батареи, КВтЧ 1.200
дизель-генератор, КВт 160
Прямоточный водометный движитель, КВт 60