Историческая миссия страны

Б.Жумагулов: Результаты председательства Казахстана в ОБСЕ еще будут детально рассматриваться экспертами различного уровня, однако уже сейчас понятно, что для самого нашего государства и его будущего оно имеет огромное значение

Бакытжан Жумагулов, министр образования и науки РК, “Казахстанская правда”, 25 ноября

Совсем немного времени осталось до события, которое определит ключевые перспективы евро-атлантической и евразийской безопасности и сотрудничества на ближайшие годы и окажет существенное воздействие на мировые процессы в целом. Впервые в новом тысячелетии пройдет Саммит ОБСЕ. В том, что он стал возможным после одиннадцатилетнего перерыва, огромная заслуга принадлежит Казахстану, председательствующему в этой авторитетной международной организации в 2010 году.

В своей статье “Судьба и перспективы ОБСЕ” Президент Нурсултан Назарбаев отметил: “Как глава суверенного государства, я расцениваю председательство Республики Казахстан в ОБСЕ не просто как стратегический национальный проект и свидетельство возросшего международного авторитета страны, но и как возможность придать Организации новое дыхание, новый импульс”.

И такой импульс был придан. Казахстан избрал в качестве одного из главных приоритетов своего председательства системную задачу равного наполнения всех трех корзин ОБСЕ – военно-политического, экономико-экологического и человеческого измерений. Эта задача весьма актуальна для роста авторитета и влияния Организации.

Экспертным сообществом не раз высказывалась мысль о существенном ее отставании по ряду важнейших направлений, а первая корзина часто называлась практически пустой. Есть все основания считать, что за время председательства Казахстана в этом направлении достигнут весьма существенный прогресс.

Наша страна предприняла важные дипломатические усилия по урегулированию конфликта в Кыргызстане. Во многом благодаря взвешенным и продуманным шагам Астаны его удалось локализовать без прямого вмешательства извне во внутренние дела соседнего государства. Из нашей страны КР была направлена гуманитарная помощь на сумму свыше 11 млн. долларов, оказана помощь в посевной и уборочной кампаниях.

В апреле нынешнего года на саммите в Вашингтоне Казахстан выступил с беспрецедентными инициативами в области нераспространения ядерного оружия. Впервые за многие годы удалось “растопить лед” отношений на Кавказе в связи с проблемами Нагорного Карабаха. В этом же ряду – потепление отношений между Арменией и Турцией, которое также связано с инициативами нашей страны.

Одними из самых важных инициатив стали процессы реабилитации и поствоенного восстановления Афганистана. Глава государства Нурсултан Назарбаев, выступая на только что завершившемся в Лиссабоне заседании Совета НАТО по Афганистану, отметил, что Казахстан с первого дня председательства в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе объявил афганскую тему одним из своих приоритетов.

Вклад Казахстана в решение афганской проблемы весьма значителен. Уже многие годы наша республика оказывает гуманитарную помощь, строит больницы, школы, дороги, обеспечивает эффективный транзит грузов для Афганистана, служит важной ресурсной базой поставки продовольствия, стройматериалов.

Удалось существенно пополнить казахстанским содержанием и гуманитарную корзину ОБСЕ. Причем не только саму по себе, но и в тесной увязке с первой корзиной, прежде всего касательно Афганистана. Международными экспертами постоянно отмечается прямая связь между уровнем конфликтности и состоянием образования. Поэтому одним из важных шагов нашего государства стала в нынешнем году реализация специальной образовательной программы для граждан ИРА.

Ведь в ней при численности населения свыше 28 млн. человек почти 75% афганцев старше 15 лет не умеют читать и писать. В сельской местности, где проживает более трети населения, неграмотность среди женщин превышает 90%, мужчин – 63%. Из 12 700 школ 6 790 не имеют помещений, и только около половины детей имеют возможность учиться.

От рук террористов за последние два года в ИРА погибли 28 сотрудников министерства образования, 230 учителей.

Благодаря инициативе Президента Республики Казахстан в этом направлении помощи афганцам сделан конкретный шаг. В соответствии с соглашением между правительствами двух государств о сотрудничестве в области образования, ратифицированным в июле текущего года, предусматривается подготовка 1 000 афганских граждан в учебных заведениях Казахстана за счет средств нашей страны. Из них 700 человек получат высшее, а 300 – техническое и профессиональное образование. Учиться они будут до 2019 года, по медицинским специальностям – до 2020 года. На обучение в казахстанских вузах афганских студентов выделено 50 млн. долларов.

Подготовка специалистов для послевоенного восстановления Афганистана является приоритетной и осуществляется в рамках гуманитарной помощи. В этом вопросе Казахстан играет одну из ключевых ролей.

В нашей стране ведется и другая работа в сфере человеческого измерения, связанная с совершенствованием образования и науки. Ключевым фактором здесь является широкий и равный доступ к получению знаний. В этом вопросе Казахстан достиг больших успехов, завоевав первое место в мире по индексу развития образования (ИРО) ЮНЕСКО.

По инициативе нашего государства в рамках ОБСЕ в Вене было проведено совещание “Образование лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам: интеграция и равные возможности”. Верховный комиссар ОБСЕ по делам нацменьшинств Кнут Воллебек выразил благодарность казахстанскому председательству за выбор проблематики. Мероприятие стало первым за всю историю деятельности ОБСЕ форумом, посвященным защите прав нацменьшинств в гуманитарном измерении.

Казахстан первым из государств Центральной Азии стал полноправным членом Болонского процесса, активно проводит в жизнь один из основополагающих принципов ОБСЕ в образовательной сфере – интернационализации и интеграции в мировое пространство.

Реализуется План мероприятий по развитию этно – и поликультурного образования. Более полутора миллионов детей обучаются в школах с казахским, 14,7 тыс. – с уйгурским, 3,6 тыс. – с таджикским, 79,1 тыс. – с узбекским, 848,9 тыс. – с русским языками обучения. Дети 19 национальностей (более 14,5 тыс. человек) в 104 общеобразовательных школах республики изучают родной язык как самостоятельный предмет. В 81 воскресной школе 4 257 учащихся изучают дополнительно родные языки и знакомятся с культурой, традициями своего народа. Государственным общеобязательным стандартом общего среднего образования предусматривается углубленное изучение турецкого, корейского, дунганского, греческого и других национальных языков.

Важным моментом является обеспечение равного доступа к профессиональному образованию, всесторонней интеграции во все сферы казахстанского общества всех представителей национальных групп. В организациях технического и профессионального, высшего образования обучаются 224,6 тыс. русских, 15,6 тыс. украинцев, 11,3 тыс. узбеков, 9,8 тыс. немцев, свыше 5,1 тыс. корейцев и представители других национальностей.

Благодаря международной стипендии “Болашак”, учрежденной Президентом Нурсултаном Назарбаевым в 1993 году, талантливая молодежь имеет возможность получения образования за рубежом. С 1994 по 2010 год стипендия была присуждена 7 356 претендентам 29 национальностей на получение образования в 200 лучших вузах мира.

Развивается культура толерантности. В вузах введены курсы “Основы толерантности”, в старших классах средней школы – “Основы религиоведения”. С этого учебного года во всех учебных заведениях страны внедрен курс “Самопознание”, направленный на формирование нравственно-духовных ценностей.

Развитие системы образования находится в поле постоянного внимания Главы государства, определившего повышение качества человеческого капитала как один из трендов посткризисного развития мира.

Поэтому главной целью разработанной Государственной программы развития образования до 2020 года является развитие человеческого капитала для улучшения материального и духовного благосостояния граждан, устойчивого роста экономики путем обеспечения доступности качественного образования для всех. Основные приоритеты Государственной программы развития образования сконцентрированы на решении вопросов человеческого измерения: повышение статуса педагога, улучшение качества услуг на всех уровнях процесса, внедрение электронного обучения, совершенствование финансирования и управления.

Председательство Казахстана в ОБСЕ способствовало гармонизации госпрограммы с основными приоритетами развития человеческого измерения, поддерживаемыми этой Организацией.

В разрезе второй корзины особое внимание в программе председательства уделено проблеме Арала – зоны экологической катастрофы, которая затрагивает многие страны. Ученые Казахстана вносят свой вклад в решение этого вопроса. В девяти отраслях науки (о земле, биотехнологии, экологическая безопасность, горная металлургия, сейсмология, биология и экология) проводятся фундаментальные и прикладные научные исследования по 13 научным направлениям, связанным с проблемами экологии, экологической и биологической безопасности.

Результаты председательства Казахстана в ОБСЕ еще будут детально рассматриваться экспертами различного уровня, однако уже сейчас понятно, что для самого нашего государства и его будущего оно имеет огромное значение. Эта миссия придала мощный импульс развитию страны, повышению качества жизни казахстанцев и дальнейшему усилению единства и патриотизма народа, подчеркивает растущий международный авторитет нашего государства и лидерство среди стран региона.

This entry was posted in Без рубрики. Bookmark the permalink.

Comments are closed.