ПАНАМА (франц. раnаmа —
по названию государства Панама
в Центральной Америке) —
летняя шляпа с широкими полями.
Большой энциклопедический словарь
А шляпу он носит…
Перво-наперво в Панаме надо купить, извините за каламбур, панаму, ведь здешнее солнце слишком яркое для бледных русских туристов, прилетевших из унылой осенне-зимней Москвы. Можно, конечно, отправиться в Латинскую Америку и со своим самоваром — прихватить головной убор из России. Но, согласитесь, существует не так много предметов гардероба, названных в честь какого-либо государства. Это уже достаточная причина, чтобы приобрести классическую панаму в одноименной стране. Кроме того, где еще нормальный мужчина, не привыкший носить шляпу, нахлобучив ее на голову, не будет чувствовать себя идиотом? Только здесь, в Панаме!
Цена вопроса — от 7 до 20 долларов в зависимости от места покупки и качества товара. Выбирая шляпу, помните, что правильная мягкая панама, сплетенная из тонкой соломки, должна без особых проблем скручиваться в трубочку и раскручиваться, не теряя при этом формы.
Но панаму мало купить, ее надо еще научиться носить. Впрочем, через два-три дня навык появится сам собой. Главное, в период обучения периодически поглядывать на себя в зеркало — хорошо ли сидит? Если отражение нравится, значит, фасончик ваш и выбор сделан правильно.
Сами панамцы традиционные головные уборы почти никогда не надевают, оставляя их туристам. Если издалека увидите на ком-то подобную шляпу, знайте — перед вами путешественник, который полагает, что в таком наряде похож на местного. Примерно как иностранец, нацепивший на Красной площади буденовку или ушанку с красной звездой, уверен, что теперь он неотличим от настоящего русского.
У.е.
Официально валютой Панамы является бальбоа. Эта денежная единица была названа в честь испанского конкистадора Васко Нуньеса де Бальбоа, который первым из европейцев дошел до Тихого океана. В реальности не существует никаких бумажных панамских банкнот, вся страна пользуется долларами США, благо курс национальной валюты намертво привязан к валюте американской.
Прекратив печатать купюры, панамцы не перестали чеканить монеты. Так получилось, что в стране имеют хождение как выпущенные в Панаме сентесимо, так и американские центы. Среди сдачи, полученной в магазине, вы можете обнаружить монетки двух государств, и это нормально. На территории Панамы они совершенно равноценны.
Долларовая привязанность страны по большому счету очень удобна русским туристам, привыкшим к баксам. Единственное, что необходимо учитывать, — недоверие панамской торговли к 100-долларовым купюрам. Бумажки с изображением Бенджамина Франклина у вас примут, однако попросят заполнить нудный формуляр. Имя-фамилия, номер паспорта, адрес и телефон отеля, в котором вы живете… В общем, лучше заранее разменять наличные доллары, чтобы оперировать купюрами мельче сотни. Бумажки в 10,20 и даже 50 долларов подозрения не вызывают. Разумеется, здесь принимают и пластиковые карты, однако перед вылетом узнайте в своем банке, «открыта» ли у него Панама.
Америка с любого берега
Канал в Панаме — понятие ключевое. Даже само слово «Канал» нужно писать с большой буквы как имя собственное. Ведь он и житница (основной источник национального дохода), и кузница (главная промышленная и логистическая площадка), и здравница (земли вокруг канала объявлены национальным парком), и вообще их все. Как Пушкин для России. Кстати, свой Александр Сергеевич в Панаме тоже есть. Бюст гения русской словесности украшает территорию местного университета. Автором монументального произведения стал скульптор с совершенно неактуальной для здешних широт фамилией Ватник.
Но вернемся к руслу, соединяющему акватории Тихого океана и Атлантики. Если вы окажетесь в Панаме, то вам непременно, прямо в первый же день, предложат посетить Канал. Отказывайтесь и упирайтесь, потому что от него все равно, как от осени в октябрьской Москве, ни спрятаться, ни скрыться. Рано или поздно он сам вас настигнет. Точнее, вы в него уткнетесь, куда бы ни отправились. Если у героя Венедикта Ерофеева в бессмертной поэме «Москва — Петушки» все пути приводили к зданию Курского вокзала, то все пути туриста, прилетевшего в Панаму, обязательно заденут тот самый Канал.
Здешний культ гидротехники затрагивает даже исторические даты. Если для Европы 1914 год имеет трагическую окраску, то для панамцев он радостный, ведь тогда был запущен в эксплуатацию Канал, поэтому не пугайтесь, если увидите людей в черных футболках с крупными цифрами 1914 на груди. Перед вами глупые белые туристы, скорее всего американцы, которые посетили унылый музей и приобрели сувенир на добрую память. Вы наверняка уже догадались, чему посвящен музей.
Почти обязательным аттракционом для приезжих является прогулка на теплоходике по мутным водам Канала. Занятие довольно скучное и продолжительное. Смотреть на плывущие мимо огромные сухогрузы и прочие баржи лучше не снизу (с теплоходика), а сверху, например с открытой площадки ресторана, расположенного над шлюзами. Вот это завораживающее зрелище — следить, как стальные океанические монстры проходят через узкое горлышко рукотворного русла. Ворота открываются и закрываются, вода опускается и поднимается, а вместе с ней перемещаются контейнеровозы и прочие суда, сменяются типы кораблей, их названия, национальные флаги и порты приписок. За повседневной работой других людей можно наблюдать долго, особенно если в это время поглощать напитки и закуски.
Напитки и закуски
Традиционная панамская еда нехитрая, но вкусная и очень понятная русскому желудку. Особенно хорошо аборигены умеют готовить главный американский корнеплод — картофель. Его здесь жарят, варят и тушат. Вроде бы на внешний вид обычная картошка, а вкус все-таки другой.
Самым популярным блюдом считается рис с кусочками курицы, овощами и специями, что-то вроде плова. Другой непременный компонент местной кухни — фасоль и всяческие бобы. Ходят легенды, что именно на бобовой диете здешние красавицы наедают свои латиноамериканские зады. Причем главное в них отнюдь не размер, а форма. Смотришь на такую радость и понимаешь, что родители никогда не лишали дочурку десертов.
На самом деле панамские десерты вряд ли смогут удивить русских туристов. Разве что плантаны, приготовленные во фритюре, выглядят экзотично. О жареных бананах в нашей стране слышали, наверное, все, однако не все знают, что латиноамериканцы жарят не бананы, а плантаны. Это близкий родственник знакомых нам плодов, но он гораздо крупнее и лучше подходит для термической обработки.
Разумеется, в Панаме растут практически все возможные тропические плоды — от папайи и манго до ананасов и кокосов. Только местные жители почти равнодушны к фруктовому изобилию. А вот разнообразие рыбное радует и панамцев, и туристов. Благодаря географическому положению в этой стране едят свежую рыбу и разных гадов из Карибского моря (Атлантика), Панамского залива (Тихий океан), а также из панамских рек и озер. Кроме широкого ассортимента покоряет и доступность цен.
Запивать съеденное можно коктейлем из здешнего пахучего коричневого рома и нездешней колы или просто пивом. Интересно, что в таком маленьком государстве пять или шесть брендов местного пива. Попробовать стоит и местную тростниковую водку крепостью 35° — секо. Она, как ни странно, больше всего напоминает самую дешевую финскую водку Koskenkorva. То есть ничего особенного. Иногда секо из-за прозрачности называют белым ромом, что, вероятно, правильно и с точки зрения классификации. В любом случае панамский коричневый ром гораздо вкуснее и приятнее на вкус. Ну а главный безалкогольный напиток, конечно, кофе. Латиноамериканцы разбираются в этой теме, здесь практически везде подают очень неплохой кофе. И никакого растворимого!
Покидая гостеприимное кафе или отельный ресторан, захватите с собой какой-нибудь фрукт, маленький пакетик кукурузных хлопьев (из тех, что предлагают на завтрак в гостиницах) или хотя бы кусочек хлеба. Зачем? Затем, что вы наверняка захотите пообщаться с местными зверушками, а чем же еще привлечь их внимание, как не едой. К человеческому обаянию они равнодушны.
Зверушки
В тропических дождевых лесах Панамы водится масса удивительной живности. К сожалению (а иногда на наше с вами счастье), встретиться нос к носу с местными хвостатыми и лохматыми обитателями проблематично. Во-первых, многие из них ведут ночной образ жизни. С наступлением темноты джунгли наполняются звериным разноголосьем. Во-вторых, дикие животные, как им и положено, осторожны и осмотрительны.
Из наиболее смелых зверушек самые трогательные — обезьянки-капуцины, названные в честь католического ордена. Когда-то испанским колонизаторам показалось, что раскраска приматов похожа на цвета монашеских ряс. А еще и выражение мордочек у этих обезьянок на удивление скорбное — ни дать ни взять братья во Христе во время поста. Да и питаются капуцины, как положено, растительной пищей. Вот здесь-то вам и пригодятся заначки.
Общение с человекоподобными зверушками, как правило, нравится всем туристам вне зависимости от пола, возраста и социального положения. К тому же капуцины обаятельны и сообразительны. По этой причине их лучше не дразнить, иначе обиженная обезьянка может одним ловким движением стащить с обидчика очки или панаму и сбежать с ней на дерево. И уже оттуда, сидя высоко на ветке, дружески помахать вам ручкой. Мол, салют тебе, дорогой турист! Приезжай еще в наш тропический панамский лес! Таким, как ты, здесь всегда рады!