Газета “Жаманак” опубликовала интервью с экспертом в области внешней политики, безопасности и международных отношений, ведущим специалистом Heritage Foundation Ариэлем Коэном. Приводим часть интервью, касающуюся карабахского конфликта и армяно-турецких отношений
Господин Коэн, заместитель госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Филипп Гордон утверждает, что США играют большую роль в урегулировании конфликтов на Южном Кавказе, однако по инициативе России было проведено 7 трехсторонних встреч между президентами Армении, России и Азербайджана, 3 из которых – в текущем году. Какие результаты, по Вашему мнению, имели эти встречи, и могут ли стороны придти к соглашению по поводу подписания “дорожной карты”, как об этом заявил на днях министр иностранных дел Азербайджана Мамедьяров?
Во-первых, я хочу разделить надежду г-на Мамедьярова, и было бы конечно очень хорошо, чтобы саммит ОБСЕ ознаменовался таким важным событием, как подписание или даже объявление “дорожной карты “. К сожалению, я пессимист, потому что уже прошло 16 лет со дня прекращения огня 1994 года, “а воз и ныне там”, как говорится в русской басне. Поэтому, было бы очень хорошо, если бы обе стороны сейчас пришли бы к соглашению по “дорожной карте”. Это открыло бы ворота для мирного процесса, для улучшения отношений между Арменией и Турцией, тем более, что Турция сейчас вычеркнула Армению из списка стран, представляющих угрозу, и это было бы в интересах как народов обеих сторон, так и беженцев. Но, как я уже говорил, я с одной стороны пессимист, а с другой – реалист, поэтому я думаю, что шансы для такой “дорожной карты” меньше чем 50 процентов, или как говорится, “50 на 50″, то есть они есть, но малы.
Многие эксперты говорят о том, что интересы США в регионе ослаблены, а Россия взяла на себя роль лидера в организации переговоров по урегулированию конфликта. Как Вы считаете, Россия действительно стремится к урегулированию конфликта или такая активность скорее носит пропагандистский характер?
Нет, Россия сформулировала свою позицию по Южному Кавказу и по всему постсоветскому пространству. Это – создание зоны привилегированных интересов, как это сформулировал в своей речи Дмитрий Медведев 31 августа 2008 года. В рамках создания такой зоны Россия использует весь дипломатический и военно-политический инструментарий, начиная от договора ОДКБ и заканчивая соглашениями о дислокации российских воск, военных баз и поставок вооружений. Главной стратегической целью России является создание такой вот зоны. Какими инструментами это будет достигаться – это, в общем-то, вопрос тактики.
Что касается Соединенных Штатов, то да, действительно, из-за того, что Соединенные Штаты слишком заняты в Афганистане, в Ираке и экономическими проблемами, интерес к постсоветскому пространству во время администрации Обамы упал. И этим пользуются не только Россия, но и другие региональные игроки, в том числе Иран, Турция, транснациональный ислам и т.д. Мне, как человеку, смотрящему из Вашингтона, кажется, что именно баланс между интересами Соединенных Штатов, России, Европы и естественно интересами самих независимых государств, в том числе, на Южном Кавказе – это было бы идеально. Гегемония одного из игроков – это нежелательно, приводит к нежелательным последствиям.
“Армянская сторона не собирается нападать первой, но в случае необходимости контрудар станет окончательным”, – заявил в Карабахе президент Армении Серж Саргсян, присутствуя на военных учениях АО НКР. С другой стороны, Баку довольно часто заявляет о военном пути урегулирования карабахского конфликта. Насколько сегодня реальна угроза возобновления войны?
Я считаю, что если страны выдвигают во главу угла дипломатию, то от языка угроз нужно уходить.
“В госдепартаменте нет более подготовленного человека для работы послом США в Азербайджане, чем Метью Брайза“, – на днях об этом заявил посланник госсекретаря США по вопросам энергетики Евразии Ричард Морнингстар. Как Вы думаете, почему Соединенные Штаты сконцентрировались именно на кандидатуре Брайзы, что мешает администрации Обамы поменять кандидатуру Брайзы?
Любая администрация в Вашингтоне не хочет, чтобы ей диктовали, кого назначать послом – ни в Баку, ни в Ереван, ни в какой другой город. Да, действительно Метью Брайза – дипломат с огромным опытом работы в регионе, и от его назначения выиграют сами Соединенные Штаты, но также и Армения, и Азербайджан.
“Турция хочет, чтобы проблема между Арменией и Азербайджаном была решена мирным путем на основе взаимного уважения”, – заявил на днях министр иностранных дел Турции Ахмет Давудоглу. Подобные заявления мы слышим чуть ли не каждый день, но фактические интересы Турции, в связи с карабахской проблемой, создали тупиковое положение. Что, по Вашему мнению, может изменить ситуацию в армяно-турецких отношениях?
NG.ru
США готовят новую цветную революцию – Вашингтон намерен отказаться…
Путин пугает Европу дефицитом – Либерализация западного энергетического…
Евро приблизилось к краю пропасти – Гипотеза британских экономистов…
Я думаю, что, во-первых, достаточно четко должен быть прописан вопрос об отсутствии взаимных территориальных претензий. Это должны будут сделать оба правительства и заявить об этом в совершенно однозначных формулировках. Во-вторых, на мой взгляд, должен быть больший прогресс с обеих сторон по обсуждению, пониманию и соглашению о том, что произошло во время Первой Мировой войны и после нее с армянским гражданским населением в Османской Империи. Мне кажется, что этот вопрос тормозится, может быть даже с обеих сторон и очень сильно, и это приводит к высокой эмоциональной нагрузке на эти отношения. Третий момент: мне кажется, что важно, чтобы Турция подтвердила, не на словах – на деле, свою приверженность принципам светской республики. Уход Турции в сторону исламизации может угрожать не только турецко-армянским отношениям, но и всему региону.
» Новости » Шансы на то, что в карабахском…