Плач в диафрагму

Почему от отсутствия цивилизованного фотобизнеса должны страдать родители–потребители?..

«В пятницу моя дочь–третьеклассница принесла из школы фотографию 13х18. Это был тихий ужас! Безвкусный коллаж: голова просто вставлена в готовый шаблон, изображение непропорциональное. И за это предлагалось заплатить 15 тысяч! — негодовала читательница «СБ» по телефону. — Да я вообще не давала разрешения снимать своего ребенка! Хотя в итоге мне все же пришлось заплатить, потому что дочка со слезами отказывалась отдавать снимок, на котором была впечатана еще и героиня ее любимого мультика!» Что же это за методы, которыми действуют современные фотографы в школах и садах? Причем, как свидетельствует наша почта, происходит это сплошь и рядом.

Куда улетела птичка

Школьное фото — жанр классический. У всех нас хранятся в альбомах эти ностальгические портреты и общие снимки. Вот первоклашка в белом переднике с букетом цветов, вот компания подростков за, казалось бы, уже ставшими маленькими партами. Пару раз в год школу посещал мастер, к его визиту готовились, прихорашиваясь особо. А вот что рассказывает корреспонденту «СБ» Анна Александровна, мама нынешнего школьника: «Я отказалась выкупать поделку — иным словом это не назовешь. Сына фотограф поймал в коридоре, когда он бежал с урока физкультуры, лохматого, раскрасневшегося. Я не могу себе позволить платить за явный брак бешеные, я считаю, деньги!»

Что же за память о школе предлагается нынешним ученикам? Попсовые коллажи с Бэтменами, феями Винкс и кошками–собачками, плохо, без умения, сделанными портретами? И главное: кто их делает? Неужели в этой области — а съемка детей всегда считалась одной из самых сложных — не осталось профессионалов? «Да нет проблем!» — складывается впечатление, если почитать фотофорумы. Тем, кто хочет заняться коммерческой «детской» съемкой, рекомендуют оформить ИП, купить довольно простую аппаратуру и идти договариваться со школой. Вот последнее — самый сложный момент: все, что происходит на территории учебного заведения, делается с ведома администрации, которая, считают форумчане, чаще всего уже «прикормлена» каким–то фотографом. Вопрос качества (и умения) в обсуждениях — последний.

— Фотобизнес у нас в зачаточном состоянии, — характеризует ситуацию Сергей Михаленко, создатель белорусских фотопорталов znyata.com и foto–svadba.com, член совета БОО «Фотоискусство». — В последние годы фотография стала очень популярной и, естественно, появились те, кто хочет на этом заработать. Вчера они были, скажем, водителями и строителями, а сегодня стали фотографами. В итоге в школы, детские сады хлынул поток людей, которые к фотографии не имеют никакого отношения — у них нет ни художественного, ни тем более фотографического образования. Основная их цель — быстрый заработок, а коммерческая съемка подобного рода очень прибыльна. Скажу, что в этой области существуют даже сферы влияния, школы определенным образом поделены: «чужаку» влезть на чью–то территорию очень сложно. Плюс к этому появились так называемые менеджеры, на которых работают несколько снимающих, и на сегодняшний день основные деньги зарабатывают они, а не сами фотографы (если, конечно, они не совмещают обе функции). В итоге мы видим погоню за количеством, шаблонность, отсутствие вкуса. В эту не очень радужную картину вносят свой вклад и администрации школ, которые ориентируются не на качество, а на размер процента, идущего учебному заведению. В итоге же о фотографии во многих случаях речь не идет, это можно назвать лишь фотоизображением.

Конечно, изменить положение к лучшему могли бы профессионалы. Поработав на школьной «фотониве», они установили бы некую планку, создали канон, на который могли бы ориентироваться как потребители, так и менее опытные фотографы. Нечто подобное, например, уже произошло в области свадебной съемки. Но, увы, в школу наши мастера почему–то не спешат…

Без случайных людей

Почему же от отсутствия цивилизованного фотобизнеса должны страдать мы, родители–потребители? Как поступать, если тебя ставят перед фактом, предлагая купить откровенную халтуру? Неужели остается только досадовать, что горе–фотографы — неплохие знатоки детской, да и родительской психологии?

— Родителям надо знать свои права. Именно одни должны выступать заказчиками — ведь снимают их детей и за их деньги! Если где–то происходит иначе, кому–то предлагают выкупить снимки, которые они не просили делать, — рекомендую обращаться в управление образования районной администрации. Каждый такой случай должен разбираться отдельно, — утверждает Надежда Великая, главный специалист управления идеологической, социальной и воспитательной работы комитета по образованию Мингорисполкома. И рассказывает, по какому принципу должны строиться такие «фотосессии».

Родительский комитет вместе с родителями решает, когда необходимо сфотографировать детей, — это может быть любое значимое событие, например, 1 сентября, Новый год, 8 Марта, выпускной и т.д. Затем они находят студию или мастера, качество работы которых и цена устраивают. Далее они обращаются к директору с предложением. Кстати, директор не вправе решать за родителей, кто и когда будет снимать их детей! Затем выбранная студия или фотограф заключает договор в управлении образования того района, к которому принадлежит школа. Или непосредственно со школой, если она является юридическим лицом и находится на самостоятельном балансе, тогда и ответственность за оказание данного рода услуг возлагается на директора школы. В договоре четко оговариваются время работы, ее объем, цена услуги, результат, который планируется получить. Фотограф оплачивает коммунальные услуги: электроэнергию (которую потребляет осветительное оборудование), аренду. Причем управления образования должны знать, с кем заключают договор, обязаны оценить качество работы фотографа, стаж, лицензию, отзывы. «Это очень серьезный вопрос — человек должен зарекомендовать себя. Случайных людей, особенно непрофессионалов, в учреждениях образования не должно быть», — подчеркивает Надежда Михайловна. Например, на высоком профессиональном уровне оказывает фотоуслуги лицей № 4 бытового обслуживания, он имеет право самостоятельно заключать договоры. Тем не менее, если результат вам не понравился, работу можно не оплачивать. Кроме того, вы вправе вообще отказаться от съемки ребенка в школе, а фотографировать его без вашего ведома попросту недопустимо!

Как видите, это и в наших силах: избавить собственных детей от камер случайных людей и сделать так, чтобы школьные фотографии спустя годы вызывали, как и раньше, лишь ностальгическое умиление, а не раздражение от «визуального кошмара».

Автор публикации: Юлия ВАСИЛИШИНА

Метр проблем

Счастья воз

Дети возврата

Как расправить крылья

Государственное и общественное

This entry was posted in Без рубрики. Bookmark the permalink.

Comments are closed.