Как “нагревают” потребителя

Алматинцев обирают монополисты, получая лишние 10 миллиардов тенге в год за не поданное в дома тепло, считает бывший член экспертного совета департамента Агентства по регулированию естественных монополий г. Алматы Г.Джангильдин

Александра МЫСКИНА, “Караван”, 26 ноября

Алматинцев обирают монополисты, получая лишние 10 миллиардов тенге в год за не поданное в дома тепло, считает бывший член экспертного совета департамента Агентства по регулированию естественных монополий г. Алматы Геннадий ДЖАНГИЛЬДИН. Расследованием занялись прокуратура и финансовая полиция Алматы. Неужели скоро нас ждет перерасчет?

“Им закон не писан!”

Вот уже два года алматинцев заставляют платить за тепло в два с половиной раза больше, чем положено, убежден бывший эксперт департамента Агентства по регулированию естественных монополий г. Алматы Геннадий Джангильдин. Почти год эксперт бьется с монополистами, отстаивая права горожан. Он пошел на конфликт с Алматинским антимонопольным комитетом, за что был исключен из числа экспертов. Геннадий Джангильдин собрал кипу документов, которые доказывают явные нарушения прав потребителей:

– Они себя, наверное, богами возомнили, им закон не писан!

Наш собеседник достает целую кипу документов:

– Существует международный стандарт, который говорит, что все семь подписавших его государств (в том числе Казахстан) должны принять методику, которая вводит новые санитарные нормы и правила – СНиПы. Мы ввели эти СНиПы. В них сказано, что 40 процентов тепла в квартирах выделяется солнечной энергией, но это нигде не учитывается. Хотя СНиПы были приняты еще два года назад! Но почему-то это упорно игнорируется. Расчет происходит по старым, уже не действующим СНиПам. Как такое вообще возможно?

Понятно, что у монополистов аппетиты большие, но ведь есть специальные государственные структуры, созданные для регулирования тарифов! Куда, например, смотрит антимонопольный комитет?

Антимонопольный комитет защищает монополистов?

В Алматы антимонопольный комитет уже давно можно назвать комитетом по защите монополистов, грустно шутит наш эксперт. Мало того, его действия противоречат вышестоящей структуре.

– Существуют приказы вышестоящей организации по регулированию естественных монополий, где четко прописано, что с 1 октября 2009 года утвержден предельный уровень тарифа на услуги по производству тепловой энергии АО “Алматинские электрические станции” –

2244,73 тенге за гигакалорию. А наш алматинский антимонопольный комитет не признает ни СНиПы, ни этот приказ. Они делают, как им вздумается. Тариф станций, которые дают тепло сетям, в два раза выше, чем сказано в приказе, – возмущен Геннадий Джангильдин.

Эксперт пояснил, что Алматинский антимонопольный комитет, прежде чем утверждать смету, должен был удосужиться хотя бы заглянуть в СНиПы и международные стандарты. Как же у нас считают тарифы на тепло?

Сметы формируются на станции, где вырабатывается тепло, из нескольких составляющих. Это – стоимость топлива, воды, работа, электроэнергия и, как выяснилось, многое другое…

– Обычно выводится смета, но ее надо было расшифровать антимонопольному комитету Алматы и вернуть, так как она не соответствует СНиПам. Почему так грубо попирается закон? В результате мы платим в два раза больше, а у них прибыли огромные, – говорит Геннадий Джангильдин. – Еще одна проблема, влияющая на рост тарифа: мы, потребители, расплачиваемся за кредиты, которые берут монополисты. Дело в том, что они тоже закладываются в тариф. Но монополисты должны расплачиваться со своей прибыли. Другая беда – раздутый штат сотрудников в этих компаниях, всех их мы кормим из своего кармана.

Почему мы платим за солнечные лучи?

– Мы провели эксперимент в трех домах и замерили приборами учета выделяемое тепло, в результате получили с квадратного метра экономию 49–55 процентов, – продолжает наш собеседник. – Каждый дом имеет свою теплотворную способность. У каждого дома она разная, но есть средние расчеты. И это учтено в новых СНиПах. Там просчитано, сколько тепла дает, например, солнце.

Возникает резонный вопрос: почему мы платим монополистам за солнечное тепло? Ведь они его не производят! Также тепло в наших домах выделяют все электроприборы – стиральная машина, телевизор, утюг, пылесос. А наши газовые плиты? Любая хозяйка знает, что, когда готовим на четырех конфорках, кухня превращается в парную! Даже мы сами производим тепло. У нас температура – 36 градусов, а расчет утвержден на 20 градусов. Вот и считайте. После того как мы провели эксперимент, Агентство РК по регулированию естественных монополий обратилось к нам с предложением сделать мониторинг домов. Мы взяли пять домов новой, пять – 1975–1985 годов постройки, и пять домов – более старых. И тоже показали там экономию!

В Алматы тариф на тепло выше, чем на севере

Но на этом искусство “нагреть” потребителя не заканчивается. Эксперт доказывает, что понятно, вроде бы, всем. Но вот исправлять ситуацию никто не торопится!

– В Алматы – более теплом городе, чем, например, в северных городах, стоимость тепла на 20 процентов дороже. Это противоречит здравому смыслу. Чтобы поддержать температуру в северных городах, нужно больше тепла, там больше его выделяют, чем в Алматы. Так почему же мы платим дороже? Это большая проблема, но ее не решают, – сетует Геннадий Джангильдин.

Другой болезненный вопрос – разница в стоимости тепла в самом городе. В микрорайоне “Орбита” платят 122 тенге с квадратного метра, в центре – 101,16 тенге. Должен быть единый тариф для всех, зачем создавать напряженность между людьми? Ведь людям непонятно, почему за хибарку в нижней части города они платят дороже, чем за особняк в верхней части Алматы…

Все эти вопросы эксперт направлял по инстанциям, и, как выяснилось, бился он с системой не напрасно.

Прокуратура и финпол ведут проверки

Прокуратура и Агентство РК по регулированию естественных монополий провели проверку соблюдения законности в АО “Алматытеплокоммунэнерго” после того, как были введены с 1 июля этого года новые тарифы в размере 4287,72 тенге за Гкал без НДС. Выявлен целый ряд нарушений. В документе, к которому имел доступ наш эксперт, прокуроры пишут: “Контроль (АО “Алматытеплокоммунэнерго”. – Прим. автора) за тарифной сметой, за закупками и затратой, которые учитываются при утверждении тарифов, уполномоченным органом (департамент АРЕМ по г. Алматы. – Прим. автора) осуществлялся формально. Сведения в приложенных к заявке на утверждение тарифов документах на достоверность и законность должным образом не проверены… В результате нарушений при попустительстве уполномоченного органа потребители “Алматытеплокоммунэнерго” фактически введены в заблуждение относительно предоставления регулируемых услуг. Подобные действия государственных органов способны подорвать доверие населения к государству и его структурам…”.

Прокуратура города Алматы просит привлечь к дисциплинарной ответственности должностных лиц департамента АРЕМ по городу Алматы, допустивших нарушения антикоррупционного законодательства, и отменить принятые с нарушением закона приказы, после которых и был поднят тариф. Но, несмотря на это, приказ так и не отменен. Мы продолжаем платить втридорога за тепло. Неужели на монополистов нет управы?

– Мы подали в районный суд, иск отклонили, сейчас мы подали снова иск в городской суд, – говорит Геннадий Джангильдин. – После выступлений на меня вышла финансовая полиция, и сейчас идут проверки на ТЭЦ.

Сейчас формируется доказательная база того, что тарифы действительно завышены. И наш эксперт уверен, что перерасчет по теплу не за горами. Ожидаемый им результат звучит впечатляюще: тариф на тепло, который составляет сейчас в среднем 101,16, должен быть около 60 тенге за квадратный метр.

This entry was posted in Uncategorized. Bookmark the permalink.

Comments are closed.