Этот древний город племени инков был сохранен минувшими веками: бурные события истории на протяжении долгого времени не нарушали покоя Мачу-Пикчу.
Предания гласят, что город Мачу-Пикчу, расположенный на горной вершине в Центральной Америке, на территории современного государства Перу, появился благодаря Манко Капаку, герою легенд индейского племени инков. Он был сыном бога Солнца и богини Луны, посланным на Землю, чтобы увести людей от варварства и привести к цивилизации (в их, конечно, понимании). Он же почитался инками как основатель Тауантинсуйу, некогда крупнейшего государства Южной Америки.
Мачу-Пикчу был довольно небольшим городом — в поселении, состоявшем примерно из двухсот построек, жило всего около 1200 человек, причем большинство из них, судя по найденным скелетам, были женщины, вероятно, это были жрицы Солнца, или Солнечные девы. Мужчины занимались в основном земледелием, но в 1532 г., с появлением испанских завоевателей, инки покинули город. Ученые до сих пор теряются в догадках, почему они ушли из хорошо защищенного скалами Мачу-Пикчу и где укрылись от испанских отрядов.
На высоте 2450 м над уровнем моря покинутый инками город за скалами, поросшими джунглями, на протяжении столетий оставался надежно укрытым от посторонних глаз даже испанские конкистадоры, колонизировавшие Перу в тридцатых годах XVI в., не догадывались о его существовании.
Однако для перуанцев, поселившихся неподалеку от таинственной скалы, существование города вовсе не было секретом, они даже иногда заглядывали сюда. История о необыкновенном древнем поселении высоко в горах разнеслась по миру только в 1911 г., когда ученый-археолог из Йельского университета Хайрам Бингем
(1875-1956) в ходе своей экспедиции обнаружил Мачу-Пикчу. Путеводной звездой для этого американского исследователя были легенды о народе инков, в которых рассказывалось об удивительных городах, возведенных на горных вершинах.
Но, как оказалось, Хайрам Бингем не был первым исследователем, сумевшим добраться до легендарного Мачу-Пикчу. В 1839 г натуралист Мануэл Феррейра Лагус наткнулся на ветхую рукопись, в которой повествовалось об экспедиции 1743 г., случайно обнаружил в запасниках придворной библиотеки (ныне Национальная библиотека) Рио-де-Жанейро. А английский путешественник Перси Фосетт (1867-1925) назвал имя руководителя этой экспедиции, искавшей заброшенные рудники, Франсиско Рапозо (истинное его имя неизвестно). Однажды Рапозо и его спутники наткнулись на расщелину в скале, ведшую к ее вершине. С высоты отряду открылся вид на заброшенный город, судя по сохранившимся описаниям, и бывший легендарным Мачу-Пикчу. Если верить этим документам, бразильцам удалось найти в городе сокровища, но вряд ли когда-нибудь станет известно доподлинно, что же это было.
История экспедиции обрывается в городе Баия в Бразилии: отсюда путники отправили вице-королю государства отчет о своем путешествии, но о дальнейшей их судьбе сведений не сохранилось. Находка путешественников вовсе не нарушила покой Мачу-Пикчу: со временем о результатах экспедиции забыли. В 1925 г Перси Фосетт отправился по следам Рапозо вместе со своим старшим сыном, но оба не вернулись из этой экспедиции.
Всвоих воспоминаниях Хайрам Бингем писал: «Несомненно, это одно из худших мест, какое человеческое существо могло бы выбрать, чтобы основать город». Действительно, хоть Мачу-Пикчу и был построен в области, которую инки считали раем на земле, местные климатические условия никак не назовешь особо благоприятными. В этих краях очень высока влажность: есть сельвы (почти непроходимые леса, затопленные водой), потоки ливней и селей размывают почву, что приводит к сильным обвалам, нередко город Мачу-Пикчу погружается в пелену густого тумана.
Но при хорошей видимости с высоты открывается ни с чем не сравнимый вид на окрестности. Мачу-Пикчу в переводе означает «Старая гора», а вот как его называли сами инки до сих пор тайна. Город прекрасно сохранился: испанцы не разрушили его дотла по какой причине они не сделали этого, как это обычно бывало при их встрече с древними городами, тоже осталось исторической загадкой.
Мачу-Пикчу был построен узкими террасами: часть из них застраивалась жилыми и общественными зданиями, а некоторые участки были отведены для земледелия. До сих пор не до конца ясна технология возведения крепких каменных зданий. Строители должны были не только добыть все необходимые строительные материалы, но и скрепить между собой огромные гранитные блоки, а затем поднять их на значительную высоту.
Ответ на вопрос о принципе скрепления каменных блоков подсказали инкские легенды: согласно преданиям, строительство не обошлось без помощи птиц! Казавшейся поначалу фантастической версии нашлось научное объяснение: в этих краях когда-то жили птицы «хакакльо» («сверлящие камень»), использовавшие сок неизвестного растения для того, чтобы выдалбливать в скалах гнезда. Вероятнее всего, этот же сок использовали и инки: предполагается, что они наносили его на каменные блоки, затем шлифовали их и выкладывали из получившегося материала стены. Блоки укладывались настолько тщательно и аккуратно, что практически образовывали монолит.
Что же представляет собой город Мачу-Пикчу с функциональной точки зрения? Его территория четко разделена на отдельные кварталы. В юго-западной и южной части была сосредоточена общественная жизнь, а юго-восточнее расположился храм Солнца с алтарем. Рядом со Священной площадью, где стоит другой, главный, по многим признакам, храм, — Интиуатана, или Камень Солнца. Эту каменную скульптуру
причудливых очертаний использовали как часы, по ней определяли время года, а ночью при помощи Интиуатана можно было ориентироваться среди звезд (один из выступов указывал на созвездие Плеяд, самое заметное на звездном небе).
Это была своего рода обсерватория. Есть в городе и специальные смотровые площадки, также свидетельствующие о глубоких познаниях инков в астрономии. В XX в. Мачу-Пикчу стал популярным туристическим объектом. В 1928 г от города Куско к руинам инкского поселения была проведена железная дорога, и некогда труднодоступная область Перу расширила представления людей о многообразии мира.
ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ
Сегодня принято считать, что Мачу-Пикчу был основан в 1450 г., в период расцвета инкского государства. Из этого следует, что, несмотря на тяжелые условия работы, город был возведен довольно быстро и за свою долгую историю был заселен менее ста лет.
Хайрам Бингем, считающийся одним из первооткрывателей Мачу-Пикчу, долгое время работал над изучением руин цивилизации инков. На основе своих открытий и впечатлений профессор Йельского университета написал такие популярные книги, как «Земля инков», «Мачу-Пикчу» и «Затерянный город инков».
Мачу-Пикчу — не единственный «горный» город инков. Другое известное древнее поселение такого типа — Чокекирао, расположенный на юге Перу на высоте 3085 м над уровнем моря. Даже по принципу своей планировки он очень похож на более популярный среди туристов Мачу-Пикчу. Известность к Чокекирао также пришла в XX в. благодаря все тому же Хайраму Бингему, заглянувшему сюда в ходе своего исследования остатков инкских городов.
Со времени своего открытия инкский город стал как магнит притягивать к себе искателей приключений. Величие древнего Мачу-Пикчу вдохновляло не только историков и археологов, но и деятелей искусства.
В 1943 г в Мачу-Пикчу побывал известный чилийский поэт Пабло Неруда (1904-1973). Свои впечатления он выразил в цикле стихотворений «Вершины Мачу-Пикчу», который вошел в его эпическую поэму «Всеобщая песнь» (1950 г.), посвященную истории Южной Америки.