В Ташкенте открылась международная выставка видеоарта “Климат и искусство”

В Ташкенте открылась международная выставка видеоарта “Климат и искусство”

Наша природа и вода, их красота, значение и наше отношение к ним сегодня и в будущем стоят в центре внимания культуры и науки. В связи с этим 20 ноября во Дворце творчества молодежи в Ташкенте состоялось открытие Международной выставки видеоарта “Климат и искусство”, организованной Гёте-институтом и Фондом Форумом.

Это необычная выставка, здесь представлены произведения видеоарта, которые эстетически изображают современную окружающую среду, человека и их взаимоотношения.

В рамках “Недель Германии в Узбекистане” Гёте-институт пригласил знаменитых художников видеоарта Яна Фербека(Германия) и Аки Наказаву(Япония) в Ташкент для проведения мастер-класса. В рамках теоретического этапа с 29 сентября по 12 октября они вместе с 12 художниками из Таджикистана, Киргизстана, Казахстана и Узбекистана обменялись мнениями по истории и развитию видеоискусства.

Практическая часть, с 13 октября по 13 ноября, включала в себя создание авторских видеоработ на тему климата. Каждый из 12 художников-участников проекта разработал концепцию и снял ролик.

Совместная работа и возможности аудио-визуальных средств позволили улучшить создание самостоятельных произведений видеоарта. Посредством комбинирования подвижных картинок и звучания художникам из центральноазиатских республик, немецким студентам, а также всем, изучающим видеоарт, дается возможность увидеть уникальное выражение привязанности человека к окружающему его миру и к обусловленной климатом и десятилетиями культурной жизни и традициями.

После завершения семинара его участники представят свои работы в столицах своих стран в виде захватывающих инсталляций видеоарта. Первым пунктом стал Ташкент, далее следуют Душанбе и Алматы.

На выставке представлены следующие произведения видеоискусства:

“Агасфер” (Александра Батина, Узбекистан)

Агасфер – человек, обречённый на вечную жизнь, на вечные скитания, бессменный правитель своих садов; навечно прикованный к землям своего правления, в мечтах об освобождении желает войти на лестницу в небо. И уже ничего не удивляет его – ни боль, ни страдания в своих садах; ни холод, ни жажда не в состоянии потревожить его, он устал.

“Ластик” (Алексей Румянцев, Таджикистан)

Автор проводит аналогию между окружающей средой и игровым полем компьютерной игры. Персонаж этой игры, проходя очередной уровень, оставляет после себя пустоту. Так и в реальной жизни люди выкачивают из окружающей среды энергию, ресурсы и, исчерпав их, переходят на новые территории в поисках новых ресурсов.

“Дерево” (Аскар Урманов, Узбекистан)

Достигая комфорта физического, я забываю о душе. Я потребляю больше, чем мне необходимо. Я поедаю свою планету. Я проникаю в ее недра и все, что нахожу, превращаю в мусор, который она не может переварить. Я топчу ее сердце. Я уже не часть единого организма. Я инородное тело – вирус. Природа отторгает меня. Чтобы выжить, я должен вернуться к истокам, вспомнить забытые инстинкты, вспомнить красоту мира, руки первобытного человека, ласкающие дерево, символизирующее для него богиню-мать.

“Узы”(Дарья Сорокина, Узбекистан)

Издревле каждый род, каждое племя относило себя к какой-то определенной территории, к Своей земле. Они говорили: “Это наша Земля! Наша кормилица!”, защищали ее, чтобы затем передать ее своим детям, внукам, будущим поколениям; передать не только саму землю, но и всё, что вложили в неё: свою любовь, нежность и теплоту, …теплоту уз, которые являются самыми крепкими, надежными и нерушимыми в этом мире. Эти узы – кровные, узы семьи, узы поколений. Ни одни другие не сравнятся с ними по стойкости, верности и силе…

“Наследие” (Раиса Дорошина, Узбекистан)

Культура Узбекистана формировалась на протяжении веков. Климат Узбекистана оставался неизменным на протяжении многих лет. Вместе с тем существует взаимосвязь между климатом, временем года и культурной жизнью узбекского народа, его обычаями и праздниками. Бесценное наследие, традиции и обычаи, обряды и праздники сохраняет и передает из поколения в поколения семья.

“Присутствие. Фюсис” (Гайша Маданова, Казахстан)

“Это то, что присутствует в нас, и это всё то, в чем присутствуем мы…”

Идея видео напрямую связана с сосуществованием человека и окружающей среды, с вопросом о его месте и значении. Когда он влияет или изменяет мир, он не может остаться прежним.

“Microclimate” (Мунира Алимухамедова, Узбекистан)

Микроклимат моего сознания, моей души. Небольшое путешествие по коридорам моего мозга. Этото, чтосоставляетмоймир.

“АР”Т”буз” (Бермет Борубаева, Кыргызстан)

По одной из теорий географического детерминизма климат и природный ландшафт являются определяющими факторами в формировании культуры народов. Как известно, торговля всегда была определяющим фактором коммуникации в межкультурном общении. За символ обмена взят акт процесса передачи арбузов из одних рук в другие, подобно тому, как передаются знания, нравы, традиции и обычаи между культурами. АP”Т”буз – это термин, обозначающий в данном случае “арбуз” и рассмотрение его через видеоарт, которое является объединяющим явлением во все времена.

“Выкл./вкл.” (Диана Ухина, Кыргызстан)

Согласно психоанализу Фрейда, одна из наиболее сильных мотиваций, заставляющих человека стремиться к чему-либо, – желание власти. И это желание порой руководит человеком. Данная работа отражает человеческую сущность, стремящуюся иметь власть над всем и часто даже над неподвластными вещами и явлениями.

“Глобальный человейник” (Бермет Борубаева, Диана Ухина, Кыргызстан)

“Глобальное Общество имеет необычайно сложную, многомерную и динамичную структуру… На эту сложнейшую и подвижную сеть накладывается еще более сложная сеть политических, культурных, информационных и экономических предприятий, учреждений и организаций…” (А. Зиновьин)

“Последняя песнь Заратустры” (Александр Барковский, Узбекистан) Этник-Нойз, музыкальное представление (EthnicNoiseMusicPerformance)

Триединство. Звук видео и пластика. Полет, угасающая свеча и вытаскивание пробки из бутылки. Открытие энергии земли и введение зрителя в штопор. Чтобы соединится с главным огненным цветком – с ядром планеты.

Шум камыша

Танцующий огонь

Рождает пламенем своим цветок

А человек как чаша для цветка

Мир создает в себе

И тлеет в нем дотла

Тот пепел есть жемчужина востока

восток – кристалл твоей души

Когда сойдет на землю город бога

Во флейты превратиться камыши

“Параллели” (Румянцева Алла, Таджикистан)

“Параллели” (Румянцева Алла, Таджикистан)

Человек и окружающая среда – мы все меньше заботимся о том, насколько органично мы сосуществуем вместе. Однако природа по-прежнему пытается привлечь наше внимание. Но, вместо того, чтобы прислушаться к языку Земли, человек все больше отдаляется. Человек и окружающаясреда – это уже не одно целое, это два параллельных мира.

“Таяние снеговика” (Зоя Фалькова, Казахстан)

Что такое таяние снеговика? Мы ходим мимо, не замечая его, в лучшем случае улыбаясь. Откуда снег? Слова “климат” и “глобальное потепление” имеют какое-то значение, но мы далеки от него. Цивилизация – это когда эскимосы получают теплые квартиры и должны работать, чтобы купить холодильник.

Выставка продлится до 4 декабря 2010 года.

This entry was posted in Uncategorized. Bookmark the permalink.

Comments are closed.