Железнодорожные жандармы

(Из воспоминаний Александра Полякова "Записки жандармского офицера", в сборнике: "Жандармы России", М., Олма-Пресс, 2002. Следует, возможно, напомнить, что железнодорожные жандармы, несмотря на ведомственную принадлежность, выполняли сугубо полицейские функции, так что любопытно было бы их сравнить с сотрудниками нынешних ЛОВД…)«…Кто не помнит молодцов унтер-офицеров на всех станциях российских железных дорог? Помимо их прямых обязанностей, им предъявлялось много ещё других требований. Они должны были дополнительно знать весь свой участок и особенно путь, не хуже машиниста: уклоны, подъёмы, площадки, все путевые знаки, для чего раз в неделю должны были обходить весь свой участок пешком; они должны были уметь телеграфировать и уметь управлять паровозом, вполне заменяя машиниста, то есть, придя в депо разогреть паровоз, развести пары, вывести паровоз из депо, подвести к крану и набрать воды, проделать все манёвры, взять состав и вести поезд — безразлично какой, пассажирский или товарный.Со всеми этими требованиями, на случай забастовок, унтер-офицеры справлялись отлично.Те же требования, конечно, предъявлялись и офицерам, но они хуже с ними справлялись, чем простые унтер-офицеры. Я, например, вовсе не умел телеграфировать, каковое искусство достигается практикой, и испортив бесконечное число лент, телеграфировать так и не научился……Например, у нас на Средне-Азиатской железной дороге каждый унтер-офицер знал Уставы Мировых судей и российских железных дорог (а в каждом из них около 185 статей) и необходимые статьи (около 200) из Устава Уголовного суда. Я говорю — каждый унтер-офицер знал эти статьи назубок лучше всякого студента-юриста! Занимаясь с ними (каюсь, занималась с ними по уставам моя жена), я спрашивал: «Самсонов (или кто другой), скажи-ка, брат, статью 42 Устава Мировых судей, и Самсонов сознательно, почти наизусть шпарил всю статью…»

This entry was posted in горячее из блогов. Bookmark the permalink.

Comments are closed.