На вопросы корреспондента Новости отвечает руководитель Института национальных стратегических исследований Министерства обороны Республики Армения, доктор политических наук (РФ), научный эксперт по контртерроризму (США), действительный член Российской Академии военных наук, член Научно-экспертного совета ОДКБ генерал-майор Гайк Котанджян.
Новости: Господин генерал, в докладе на VI Конвенте Ассоциации международных исследований в Москве, с целю выведения процесса карабахского урегулирования из тупика, вы выдвинули предложение о необходимости перезарядки Мадридских принципов. В чем суть и каково обоснование вашего предложения?
В 2005 году в портфель Минского процесса по Карабаху был привнесен новый фактор – предложение по проведению повторного референдума в Нагорном Карабахе, несмотря на легальность и легитимность референдума, проведенного там 10 декабря 1991 года в полном соответствии с действовавшим в то время законодательством СССР. Это предложение по пролонгации процесса разрешения конфликта Сопредседатели Минской группы тогда обосновали необходимостью предоставления дополнительного времени для подготовки сторон конфликта к миру. Однако мировое сообщество стало свидетелем использования предоставленного времени Азербайджаном для интенсивной подготовки не к миру, а к войне. Этот известный международному сообществу факт обосновывает оценку контрпродуктивности привнесения в портфель Минского процесса предложения по повторному референдуму. Об этом свидетельствует многократное увеличение с 2005 года азербайджанского военного бюджета для развязывания на Южном Кавказе гонки вооружений с многократным превышением с его стороны потолков, установленных договором ДОВСЕ, и увеличением в структуре вооружения удельного веса наступательного оружия.
Итак, привнесение в Карабахский процесс идеи повторного референдума вместе с демонстративной подготовкой новой войны на Кавказе позволило властям Азербайджана перенести свое толкование компромисса в наиболее опасный для процесса урегулирования формат – в плоскость угрозы возобновления войны. Данный контрпродуктивный способ подготовки азербайджанской стороны к миру отражается в ставшей привычной для международного сообщества милитаристской риторике главы Азербайджанского государства, обычно предваряемой дежурными выражениями приверженности принципам мирного разрешения конфликта в соответствии с нормами международного права.
Итак, необходимость перезарядки Мадридских принципов обосновывается использованием азербайджанской стороной предложения о повторном референдуме, являющегося одной из базовых составляющих Мадридского портфеля, для подготовки к новой войне – вопреки урокам военной катастрофы, произошедшей на Южном Кавказе в 2008 году.
Новости: Гайк Саргисович, как вы оцениваете возможность рассмотрения на Саммите ОБСЕ в Астане задачи возобновления действия механизмов по контролю за уровнем обычных вооружений – до достижения нового консенсуса по обновленному ДОВСЕ?
Rambler-Новости
Москву засыпет снегом
Саакашвили потерял Россию
Нобелевскую премию мира вручать некому
На мой взгляд, принятие в Лиссабоне новой Стратегии коллективной безопасности НАТО с возобновлением полномасштабного диалога между НАТО и Россией, а также разворачивающаяся перезарядка отношений между США и РФ являются хорошей стратегической основой для модернизации системы контроля за гонкой вооружений в Европе, в том числе в нашем регионе. Обновление системы мер по укреплению доверия и безопасности в Европе предполагает их отражение в повестке Саммита ОБСЕ в Астане. И в данном контексте обсуждение мер по эффективному контролю за обычными вооружениями в Европе, до заключения пересмотренного ДОВСЕ, с возобновлением практики использования механизмов контроля за гонкой вооружений представляется одним из стратегических приоритетов ОБСЕ.
» Новости » Гайк Котанджян: Баку использовал…