Что нам готовили

"В первые советские пятилетки в 20-х – 30-х годах были заявлены основные направления в развитии: индустриализация, коллективизация сельского хозяйства и не менее важная линия – перестройка быта. Луначарский провозглашал, что цель революции – братство, поэтому рабочие должны жить вместе в научно устроенных домах-коммунах.Семейное проживание оторвано от самого социалистического общества, оно отвлекает человека от великих устремлений, от труда и затягивает в болото индивидуализма. При Госплане СССР работала целая секция соцрасселения, и они говорили о двух путях перестройки быта. Была разработана радикальная программа, рассчитанная на 25 лет, когда люди полностью изменят свой образ жизни и отойдут от частнособственнических позиций, где человек уединяется от общества. На тему оптимального и « научного» устройства жилья шли широкие дискуссии. Участники их мечтали «сбросить с корабля современности» практически все внезапно ставшее старьем. Подвижнический аскетизм, пропагандируемый вождями партии, формально можно сопоставить с монашеским. Все эти канарейки, гитары, перины и фикусы осмеивались. Человек входил в новый мир, в будущее, отряхнув прах старого мира со своих ног и избавившись от домашнего скарба. Куда же эти люди должны были отправиться? Рассматривались два направления. Одна теория принадлежала дезурбанистам, они считали, что города как таковые отмирают, вернее, происходит смычка, слияние города и деревни. Большие дома нужно уничтожить и вдоль линий электропередач построить невысокие деревянные на ножке отдельные кабины для жизни, которые будут соединены общими центрами обслуживания. Везде – электрификация, везде – производство, телевидение и радио удовлетворяют культурные потребности. Стирается разница между сельским и промышленным производством. Другое направление имело большую популярность. По теории урбанистов будущее принадлежало домам – коммунам. Такие дома формировались по производственному принципу, они должны быть очень большие, до нескольких тысяч человек. Коллектив не разбавлялся другими профессиями, другими социальными слоями. В самом доме-коммуне в самых ортодоксальных проявлениях предполагалось раздельное проживание разных возрастных групп: пожилые люди, деятельное население и молодежь, дети – отдельно. Они не должны пересекаться между собой, и хотя, конечно, между ними сохранялись контакты, но семья в старом понимании была приговорена. Свободная любовь противопоставлялась любви к собственности. Наиболее радикальные проекты предполагали обширную зону обслуживания, где находится общая кухня, в которой готовится пища на всех жильцов, рабочий клуб, большое пространство выделялось под помещения, где бы люди занимались своим политическим культурным физическим совершенствованием. Вместо отдельной квартиры – так называемая «спальная кабина» на одного человека. Причем для каждого своя, ни в коем случае не для двоих. Дети должны были бы находиться в детских учреждениях при домах-коммунах. Родители – не профессионалы, они не знают, как правильно воспитывать детей. Когда более подробно разрабатывались проекты, то выделялся, например, час на ласку детей."(источник)

This entry was posted in горячее из блогов. Bookmark the permalink.

Comments are closed.