Им бы наши заботы

…или как водили автомобиль в начале XX века:"Перед тем как завести мотор, гонщик (или "шоффер", поскольку машины для гонок и обычной езды были одинаковыми) должен был залить в радиатор не менее ведра горячей воды и, пока мотор теплый, провести несколько манипуляций для запуска двигателя. Рычажком размыкателя массы включали зажигание. У машин тех лет не было автоматического опережения зажигания и катушки, поэтому водители пользовались специальным сектором с рычажком. Обычно его устанавливали над спицами рулевого колеса. Для запуска мотора ставили самое позднее зажигание. После того как машина тронется, в зависимости от нагрузки на двигатель, зажигание следовало постоянно корректировать. При этом надо было еще рулить и смотреть вперед. Неточно выставленное зажигание приводило к тому, что мотор глох – тут требовались особое чутье и сноровка. Второй важный рычажок, пониже, устанавливает постоянное открытие дроссельной заслонки. Надо найти крайнее положение и открыть ручной газ примерно на треть хода. Насосом, похожим на велосипедный, накачать воздух в заднем бензобаке. Созданное давление вынуждает бензин перетекать в бачок над карбюратором. Оттуда с помощью кнопки бензин накачивается в поплавковую камеру карбюратора. Затем включают передачу и одновременно рычагом отпускают тормоз (он действует на карданный вал). Можно крутить заводную ручку мотора, но так, чтобы при обратном ходе она не сломала руку. Пока мотор пыхтит, шофер забегает в машину. Нажимает на педаль газа и выжимает сцепление. Оно конусное, пружина очень сильная и включается почти рывком. Тут без сноровки тоже легко заглушить мотор. В движении не забываем корректировать зажигание и подкачивать из заднего бака бензин. Давление в нем поддерживают теперь отработавшие газы, идущие от мотора. Как только бензина нальется достаточно, краник выпуска газов закрывается – иначе бензин побежит на колени. При достижении 20-30 миль в час требуется включить вторую передачу и снова подкорректировать зажигание. Тут пора смотреть на манометр давления масла, подающегося к подшипникам. Если его недостаточно, с помощью игольчатого клапана аккуратно (на полном ходу да по булыжнику) увеличиваем подачу до тех пор, пока из выхлопной трубы не начнет чадить – идти густой выхлоп. Подачу следует тут же чуть уменьшить. Руль тяжелый, как на грузовике. Поэтому начинать поворачивать надо заблаговременно и не тормозить. Тормоза на первых машинах тоже были очень резкими, поскольку действовали не на колеса, а на трансмиссию. При неаккуратном торможении машину разворачивает поперек дороги, потому что дифференциалы начинают крутить колеса в разные стороны. Как стемнеет, следует остановиться и зажечь фары. На машине они карбидные. Для этого пускают воду в ацетиленовый генератор с килограммовым запасом карбида. Открывают стекла как дверцы у шкафчика. Чистят горелки и поджигают их спичкой. Когда пламя разгорится и станет устойчивым, регулируют его размер. (По материалам журнала "Автомобиль", 1910-1912 гг.)"(отсюда)

This entry was posted in горячее из блогов. Bookmark the permalink.

Comments are closed.