Американские чеченцы, русские индейцы

К этой статье, которую опубликовал уважаемый tiomkin.В СССР показывали достаточно много фильмов "про индейцев", но это были практически исключительно "антивестерны" производства ГДР, да ещё той же направленности западногерманская кинодилогия про Виннету. Единственный фильм, шедший в широком прокате, где индейцы показывались без особой симпатии — "Золото Маккены" с Грегори Пеком и Омаром Шарифом. (Фильм уникален ещё и тем, что в нём перевели не только речь персонажей, но и открывающую фильм песню Куинси Джонса "Old Turkey Buzzard", и её исполнение Валерием Ободзинским, на мой вкус, хорошо весьма).Индейцами я в детстве особо не интересовался, но под впечатлением какого-то очередного фильма решил посмотреть, что есть на эту тему в домашней библиотеке. Оказалось — немного, то есть почти ничего. "Всадник без головы" Майн Рида, где хотя и присутствуют команчи, но потом оказываются передетыми мексиканцами из шайки Мигеля Диаса по кличке "Эль-Койот" — да не попадавшаяся мне до того на глаза книга Дж. В. Шульца "Ошибка Одинокого Бизона". В книге на самом деле оказалось три романа (или повести): первый — одноимённый с названием сборника, и ещё два: "С индейцами в Скалистых горах" и "Сын племени навахов".В предисловии говорилось, что автор с детства мечтал о жизни среди индейцев, и став взрослым, свою мечту исполнил — женился на индеанке по имени Натаки и ушёл жить к индейцам; так что в отличие от Купера, Эмара, Майн Рида и прочих он пишет о том, что знает не понаслышке.Книга оказалась увлекательной, но впечатление произвела довольно странное.(Сразу замечу, что "Ошибка Одинокого Бизона" есть в библиотеке Мошкова, но я не стану сверять цитаты и уточнять детали сюжета, а расскажу именно так, как запомнил с детства.)Прежде всего, индейцы в описании автора не выглядели романтическими героями, однако ко же не казались и зловещими бандитами. Пожалуй, они производили впечатление (это я понял уже потом, суммируя свои ощущения от книги) просто дикарей. То доверчивых, то коварных; то хитрых, то простодушных до крайности. Но именно дикарей — детей природы как они есть, без романтического грима и побасенок про благородных варваров.Роман начинается с того, что Одинокий Бизон — отец рассказчика, четырнадцатилетнего юноши из племени пикуни (или черноногих) — самочинно идёт на охоту вопреки прямому запрету вождя племени. В результате он спугивает последнее в округе стадо бизонов, оставляя всё племя без еды. За это вся семья изгоняется из племени и начинаются скитания, которым и посвящён роман.Запомнились многие вещи в описании психологии индейцев (цитаты, как я уже предупредил, по памяти). Отправляясь на запрещенную вождём охоту, Одинокий Бизон говорит:– Что мне запрет, если моей семье нечего есть? Разве я не воин?Во время скитаний представители враждебного племени упрекают отца героя:– А, так это вы напали на нас, когда мы хотели украсть ваш скот?(С точки зрения говоривших — очевидно нехорошо поступили…)Ну и разнообразные вариации на тему: "Я так сказал!""Вот поступок воина!" и т.п.Книгу я прочитал и почти что забыл; но вот когда в армии пришлось близко сталкиваться с представителями всяких "маленьких, но гордых народов", я поначалу не мог понять — что же мне их поведение так сильно напоминает? Пока не вспомнил — да, вот это: "Одинокий Бизон идёт на охоту и берёт с собой Черную Выдру" — и далее по тексту.

This entry was posted in горячее из блогов. Bookmark the permalink.

Comments are closed.