О Проханове и левых патриотах

(Старое, но по прежнему актуальное мнение из 2001 года:)"И здесь возникает главный вопрос: почему слово, даже самое правдивое, произнесенное со страниц газеты “Завтра”, теряет свою силу, приобретает прямо противоположный смысл, обзывается “галиматьей”? Ведь нельзя же все сводить к козням врагов России и к очередным “заговорам”. Может быть, сами наши патриоты виновны в том, что к их слову не прислушиваются, что так слабо их влияние на общественное мнение и общественную жизнь? (…)Трагизм ситуации состоит в том, что патриоты, альтернативные КПРФ, к которым прислушивается страна, существуют и действуют только как одиночки, что им, по сути, нет места на политическом поле, разделенном почти поровну между партией Проханова–Зюганова и партией Чубайса–Гайдара–Немцова. С одной стороны царствуют те, для кого слова “свобода” и “индивид” являются изменой Родине, с другой стороны – те, кто видит в идее российской государственности своего основного врага. И реально никого в центре. Никого, кто бы мог отстоять одновременно и достоинство человеческой личности, и достоинство и честь своей собственной страны. (…)Беда всего, что создавалось и создается нашей Русской партией, как раз в “теории заговоров”, в обвинительном тоне, в подмене анализа причин и следствий пафосом разоблачения, языком проклятий, советским методом “наклеивания ярлыков”. Понятно, что без этого пафоса обличения и осуждения невозможна политическая публицистика. Но в то же время очевидно, что Россия уже окончательно устала от поиска и разоблачения врагов, она жаждет свежего воздуха, внятного объяснения, конструктивных мыслей. Россия жаждет того, на что, скорее всего, не способны нынешние лидеры патриотического движения. Сектантство, групповщина стали ахиллесовой пятой нашего постсоветского патриотизма. Приходится признать, что нынешняя Русская партия живет страхами осажденной крепости, она даже больше закрыта от новых людей и новых идей, чем правящая либеральная партия. В ее рядах не появляются новые люди. Их попросту отталкивают. (…)Почитание коммунизма, почитание Октября и Ленина, характерные для нынешней Русской партии, возможны только в случае принципиального отказа от морали. Поклоняется Коммунизму с большой буквы только тот, кто сознательно закрывает глаза на ужасы, бесчеловечность ленинских и сталинских репрессий. Патриотизм, который говорит о Коммунизме с большой буквы, патриотизм Проханова и Зюганова предполагает моральную кастрацию души, заморозку нравственного чувства. И именно по этой причине наш коммунистический, или левый, патриотизм отпугивает, отталкивает от себя всех духовно развитых людей. Но не может же любой нормальный, духовно развитый человек, обладающий элементарным нравственным чувством, полюбить убийцу-Сталина только за то, что под его руководством мы выиграли войну с фашистской Германией. И в этом разрыве между патриотизмом и моралью, на мой взгляд, коренится главная слабость нынешней Русской, а по сути, коммунистической партии. Обычно патриотизм предполагает прямо противоположное, т.е. неразрывную связь любви к родине, малой и большой, с естественным чувством единения со своими соотечественниками. Патриотизм, и не только европейский, обычно соединяет защиту государственного суверенитета, национального достоинства с заботой о благе, счастье своих соотечественников.В наиболее выпуклой форме эта связь проявляется в польском патриотизме, польском национализме. Отсюда польский страх перед гражданской войной, отсюда стойкое убеждение, что поляк не должен убивать поляка. Для еврейского, наверное, наиболее глубинного и сильного национализма забота о благе соплеменника вообще является моральной доминантой.Наш же нынешний левый патриотизм какой-то странный. В нем нет заботы, желания помочь своему соотечественнику. Он целиком поглощен мыслью о величии и силе государства. Как будто наши победы существуют не для нас самих, ныне живущих, а для истории, для того, чтобы в очередной раз удивить мир. Наш левый патриотизм пронизан абсолютным безразличием к благу, судьбе и счастью отдельной личности. Поэтому Ленину и Сталину так легко прощаются миллионы замученных и убитых. Мобилизационная экономика и мобилизационный образ жизни, когда люди надрывают себя во имя строительства государства, в публицистике того же Проханова не только оправдывается, но и возвеличивается, превращается в норму бытия России и русского человека. И тогда, по сути, очень тяжело найти разницу между патриотизмом поклоннико

This entry was posted in горячее из блогов. Bookmark the permalink.

Comments are closed.