Краткие впечатления о поездке в любимую столицу

Николаевский вокзал, при всём внешнем сходстве, внутри намного симпатичнее и ухоженней своего тёзки в Москве. Много уютных, совсем не «вокзального типа» кафе. Также ни на самом вокзале, ни вокруг него незаметно синюшных личностей, столь обильных на московской «площади Бомжей». (Впрочем, во время ожидания поезда ко мне пару раз подходили какие-то девушки с просьбой поделиться мелочью на билет.) Центр города весьма радует глаз. Фасады подновили (местами и дворы), многие тротуары выложены аккуратной плиткой (если бы их ещё вдобавок регулярно чистили от снега и льда…) Подальше от Невского, ситуация, конечно, иная. Помню, в 80-е годы я совершенно не замечал убогий вид старых зданий, поскольку в те годы и Москва была в таком же печальном состоянии, и это казалось чем-то вполне обычным. Сейчас же это бросается в глаза, особенно когда понимаешь, какие прелестные здания это когда-то были. Обратил, например, внимание на обилие красивых (когда-то) домов в районе за Царскосельским вокзалом (на Серпуховской, Клинском и соседних улицах) — лепнина, изящные кованые решётки на балконах, — особенно если учесть, что по меркам 1917 года это был, как я понимаю, далеко не самый престижный район. (В Москве в районах, находящихся на сходном удалении от центра, постройки того времени заметно поскромнее.) Тем не менее, более-менее доведённый до человеческого состояния Невский и прилегающие улицы позволяют представить, какой это был красавец-город…Впечатления от наземного транспорта противоречивые. Маршрутки в виде привычных по Москве «газелей» я встречал только в спальных районах; в центре же то, что именуется маршрутками, представляет собой очень удобные автобусы. В которых есть кондуктор и выдают билеты. (Вообще, похоже, кондукторы ездят и во всех маршрутах муниципального транспорта; компостеров не видел, новой московской моды — идиотских турникетов — тем более. Маршрутки всех типов ходят по собственным маршрутам (а не просто дублируют муниципальный транспорт, как в большинстве случаев в Москве), имеют собственные номера, и номера эти хорошо видны издалека (а не прилеплены на бумажке на боковой двери), и собственные указатели на остановках. Каковые, надо заметить, сообщают не только номер маршрута, время и интервал движения, но и маршрут следования, и тем самым намного информативнее указателей муниципального транспорта. Те практически не изменились за последние тридцать лет (если не более), и нет содержат ничего, кроме названия остановки и номеров маршрутов (да иногда ещё интервалов движения); и хорошо ещё, если укреплены на стене дома или остановочного павильона, а то и вовсе болтаются на уровне проводов, так что и днём не разобрать, что там написано, а в сумерках тем более. На муниципальных автобусах ездить не довелось. Троллейбусы, насколько я смог оценить, от московских не отличаются ничем (если опять же не считать наличие кондуктора), а вот трамваи… Это грустная песня. Я давно уже слышал, что в Петербурге идёт форменный трамвайный погром, подобный тому, что происходил в Москве в 50-е — 60-е годы (когда от сети, по густоте и протяжённости сравнимой с ленинградской, остались жалкие ошмётки); слышал про ликвидацию многих линий и планы вообще уничтожить трамвай в центре. Что ж, в Москве это проходили, лучше не стало. Но вот сами трамваи… Помню, в былые годы мне очень нравилось, что в Петербурге ездят не стандартные «Татры», а собственные, оригинальные модели. Остались они оригинальными и теперь, но состояние, особенно в спальных районах… Какие-то буквально фанерные сиденья, всё скрипит и скрежещет; в сочленённых вагонах установлены огромные шкафы, при этом заботливо выкрашенные в «приветливый» чёрный цвет. Судя по болтанке, черепашьей скорости, да и по результатам визуального осмотра значительная часть путей находится в крайне запущенном состоянии. Эх, и это — трамвайная столица мира?.. В метро, однако, всё нормально; удивило (скорее в приятную сторону) наличие торговых точек в переходах и даже непосредственно на станциях. Равно как и то, что хотя формально метро работает до полуночи, вход на станции открыт до последнего поезда. (В Москве вход закрывают строго в 1:00, хотя поезда внизу могут ходить ещё минут сорок.) Единый билет можно купить не только на месяц, но и на полмесяца, и всего за 300, что весьма удобно. Подземных переходов мало (помимо известных переходов у Гостиного двора, встречались переходы у метро «Парк Победы», у «Новочеркасской» и, пожалуй, ещё в паре мест), но зато непривычно много светофоров и, соответственно, н
аземных переходов-«зебр». Делать крюк в полкилометра, чтобы просто перейти на другую сторону улицы, не приходилось ни разу. Водители на переходах регулярно уступали дорогу идущим на зелёный свет пешеходам, что также было несколько непривычно. Улицы, похоже, активно посыпают солью — по крайней мере дважды в день приходилось отмывать от неё обувь. Впрочем едва ли это хуже тех пакостных реагентов, от которых обувь в Москве то скользит, то коробится. Обилие «Пятёрочек», причём те, в которые я заходил, имели вполне уютный интерьер. Знакомые мне московские «Пятёрочки» производят впечатление уж слишком экономного класса. Много уже написано про обилие и удобство мини-отелей. Странно, что в Москве, куда тоже приезжает немало народу, ничего подобного не наблюдается, на выбор в основном либо пятизвёздочные монстры, либо советского типа клоповники. (Предпринятая попытка поискать в Интернете сведения о мини-гостиницах в Москве дала результаты двух типов: «Предлагаем гостиницу/общежитие для размещения строительных рабочих» и «мини-гостиница, вселение на срок от 1 часа».) Единственная виденная мною пробка (и то всё же медленно продвигающаяся), а также обилие машин припаркованных по-московски, то есть прямо на обочине проезжей части, были замечены один раз на Садовой рядом с новыми торговыми комплексами на Сенной площади. В метро начисто отсутствуют указатели о наземном транспорте. Впрочем, поскольку большинство станций имеют только один выход, и этот выход обычно оформлен в виде павильона, это едва ли критично. На мои глазах строительные рабочие закладывали кирпичами вход в бывший Варшавский вокзал, теперь ставший, судя по вывеске, торгово-развлекательным комплексом «Варшавский экспресс». Странно и печально, что закрыли именно величественный Варшавский вокзал, когда-то второй по значению в Империи, а пригородный Балтийский, наоборот, оставили… Невский вечером очень красиво подсвечен, так что даже и Знаменская площадь, изрядно испорченная в советское время, в темноте смотрится весьма симпатично. К сожалению, подсветка зданий не распространяется на многие прилегающие улицы, даже и крупные, где горят только фонари, витрины да вывески на уровне первых этажей. Видел, правда, красивую подсветку и на Владимирской площади.В целом же впечатления от любимого города самые благоприятные, несмотря на не самый лучший сезон для его посещения, неубранный снег, слякоть и всего несколько часов светового дня.Вечером 7-го наблюдал неожиданно плотную толпу, двигавшуюся по тротуару на Невском ближе к углу Морской. Толпа, как и ожидалось, следовала на Дворцовую, правда, непонятно с какой целью, поскольку дворец был закрыт, а на самой площади ровно ничего не происходило. Зашёл и я перед обратной дорогой. Над Зимним в лучах прожекторов развевался трёхцветный флаг. Подумалось, что лучше было бы по давней традиции заменить его императорским штандартом, причём обязательно приспущенным — в знак того, что в данный момент Государя Императора во дворце нет. Но он туда обязательно вернётся.

This entry was posted in Uncategorized. Bookmark the permalink.

Comments are closed.