О символике бело-сине-красного флага

(В.ТРУТОВСКИЙ, "К ВОПРОСУ О РУССКИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦВЕТАХ И О ТИПЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗНАМЕНИ РОССИИ", 1911 г.)(отсюда, по ссылке от vital_inz)"(…) Таким образом, из всего сказанного пока можно, мне кажется, сделать вывод, что комбинация черно-желто-белая не находит себе достаточно подтверждений в истории жизни и духа русского народа, не дает нам никакой общегосударственной символизации и потому должна быть отвергнута.К совершенно иным результатам приводит рассмотрение комбинаций цветов – красного, синего и белого.Из этих цветов красный поистине может называться народным, русским цветом. С самого первого появления в истории наших предков и вплоть до наших дней он всегда был наиболее любимым, наиболее характерным для Руси цветом. В языке он не только имеет целый ряд синонимов – чермный, червленый, черватый и т. д., не только массу других оттенков, но еще обозначает и прекрасный, красивейший, торжественный, парадный. Стоит только вспомнить – красная девица, красное крыльцо, красный угол – под образами, красный звон – самый торжественный, в отличие от малинового – особо музыкального и др., чтобы видеть его особое значение в русском языке, созданное, конечно, особой любовью к нему. "Коль красна милость в время скорби" (XI). "Просвети очи мои, Христе Боже, и дал ми еси свет твой красный" (Поуч. Владимира Мономаха) "Оумалеша красная земли", то есть плоды (XI в.) и масса других подобных, доходящих до сравнения с солнцем, – солнцеобразная – "краснолицая", найдем мы в древней письменности. В истории мы видим уже в древнейшую эпоху червленые щиты как отличительный признак наших первых воинов; в "Слове о полку Игореве" эти же щиты везде на первом плане, кроме того, у князя Игоря был "чрьленъ стягъ, бела хорогвь, чрьлена чолка, сребрено стружие храброму Святославичу".При Грозном, при котором, как раньше я говорил, закончился первый акт окончательного единения Руси на древней основе, его главное знамя, поднятое против врагов креста – Казанского царства, в 1552 г. было красное, "а то… знамя писано по камке лудатной червчатой" [2] . Это знамя имело такое значение, так осторожно и бережно хранилось, что даже в конце XVII в. оно было дано князю В. В. Голицыну для возбуждающего большие надежды злополучного Крымского похода 1687 года, – "их великих государей полковое знамя… с которым прадед их государей блаженные памяти великий государь, царь и великий князь Иоанн Васильевич всея Руси ходил и взял Казанское царство"; оно же было опять дано в 1701 г. графу Б. П. Щереметеву, главнокомандующему в Свейском походе. В настоящее время оно хранится в Оружейной палате, и если даже это лишь копия XVII в., как предполагают, все же оно дает нам самое главное – цвет красный. В той же палате есть и другое, уже подлинное знамя, имеющее первенствующее во всей русской истории значение, знамя чисто русское, народное, знамя князя Д. М. Пожарского, под сенью которого он вел нижегородское ополчение на освобождение Москвы и всего царства Русского от иноземного владычества. И оно тоже красное. Затем два главнейших знамени царя Михаила Феодоровича, знамя первого стрелецкого полка и др. – все они красные или червчатые, или малиновые. В вопросе фольклора любимейший великорусский цвет – красный; чуть не вся деревянная посуда, украшения домов и полатей, женские костюмы, праздничные мужские рубашки, девичьи уборы и ленты, шитье – все основано на красном цвете или прямо красное.И многое еще можно было бы сказать в пользу красного цвета на Руси, хотя бы то, что в народе все девушки венчаются в красном и с красным платком на голове.Синий цвет с его разными оттенками – голубой, лазоревый и др. также имел большое распространение в Древней Руси. Так, например, одеяния Спасителя, Божией Матери и многих особо чтимых священных и святых лиц всегда были из синего и красного цветов – и Михаил Архангел, покровитель Киева, и св. Александр Невский, а часто и св. Георгий почти всегда в ризах этих двух цветов.Я уже не говорю о значении синего или голубого цвета как цвета небесного – в области религиозной ею и без того очень часто встречаем на первенствующем месте. В обстановке жизни русского человека мы видим ценину – голубую или синюю поливу в кафлях, фаянсовых и фарфоровых сосудах и т. п. А ценина эта является специально русским характерным производством и цветом. В области другого специального русского производства, дорогого и изящного – финифти, мы видим преобладающий цвет синий. В последних раскопках в Киеве найдена была эта финифть и приспособления для ее произ

This entry was posted in Uncategorized. Bookmark the permalink.

Comments are closed.