Немного аншлага в холодной зиме

В Республиканском театре юного зрителя сыграли премьеру лирической мелодрамы «Немного нежности» по пьесе итальянского драматурга Альдо Николаи…

В Республиканском театре юного зрителя, который на время реконструкции разместился на сцене Дома литератора, сыграли премьеру лирической мелодрамы «Немного нежности» по пьесе итальянского драматурга Альдо Николаи в постановке главного режиссера ТЮЗа Владимира Савицкого и режиссера Владимира Забелло. Жанр спектакля обозначен как «карнавал». Но карнавал получился щемящий, поучительный, что называется, с «грустинкой».

Вообще, первый спектакль нового главрежа (а «Немного нежности» — это первая работа Савицкого в качестве руководителя ТЮЗа) всегда принято рассматривать пристально, чтобы понять, куда же творец намерен двинуться с театром дальше. В данном случае Савицкий как будто обезопасил себя от всех придирок, делая спектакль в беспроигрышном варианте домашнего вечера при свечах, где то и дело ударяются в воспоминания, печалятся, смеются и стараются прогнать черные мысли. Вечер для своих, а свои — не обидят. Никаких ребусов, игры с пространством и светом или погружения в психологическое пограничье. Карнавал ведь жанр площадной. Так и у Савицкого — только грубые мазки площади.

«Немного нежности» — пьеса бенефисная, рассчитанная на актеров опытных, знающих цену славе, искушениям и забвению. Как правило, играют в ней звезды. В МХТ в постановке знакомого нам по спектаклям в Русском театре Аркадия Каца солируют Ольга Яковлева, Станислав Любшин и Ирина Мирошниченко. ТЮЗ тоже вывел на сцену «тяжелую артиллерию», своих ветеранов: Веру Кавалерову, Ларису Горцеву, Наталью Яковлеву, Бориса Борисенка, Ивана Шрубейко. Примкнули к мастерам молодые актрисы Татьяна Ражавская и Алла Поплавская.

По своей фабуле спектакль «Немного нежности» напоминает «Квартет» Рональда Харвуда: действие здесь происходит в доме престарелых. Еще ближе «Немного нежности» к драме, удостоенной «Золотого медведя» в Берлине, замечательного, но недооцененного, на мой взгляд, итальянского кинорежиссера Марко Феррери «Дом улыбок».

И в первом, и во втором, и в третьем случае речь идет о доме престарелых и о такой напасти, как поздняя любовь, которая, как известно, «и блаженство, и безнадежность». По крайней мере, так считал Федор Тютчев.

Против полюбивших друг друга на склоне лет героев спектакля восстают пациенты и дети влюбленных, справедливо полагая, что новоиспеченный родственник вполне может оттяпать какую–нибудь особо приглянувшуюся ему собственность. Непонятна позиция персонала дома престарелых в этой любовной истории: Альдо Николаи не позаботился о том, чтобы ввести в действие кого–нибудь из медицинских работников. Напоминает «Дом дураков» Кончаловского: доктора сбежали, пациенты остались. Если бы еще и какая–нибудь злобная медсестра чинила препятствия героям, получилось бы не хуже «Пролетая над гнездом кукушки».

Тем не менее Николаи в отличие от Кена Кизи и реакционера Кончаловского не кровожаден: он отпускает героев на волю, устраивает им побег, чтобы сразу после похорон одного общего знакомого зарегистрировать свой официальный и счастливый брак.

«Немного нежности» — ровный, старательный спектакль без особых открытий, деликатно доводящий до зрителей мысль о том, что к причудам своих родителей, дедушек и бабушек молодым надо относиться с пониманием. «Последний любовник всегда самый лучший» — название одной из пьес Альдо Николаи вполне могло бы стать эпиграфом к этой истории. Кто кокетничает в спектакле больше — драматург, режиссер или актеры, судить не берусь. Юджин О’Нил или Александр Вампилов о проблемах отцов и детей писали жестче и честнее. Эстетика карнавала была им ни к чему. Вместо того чтобы заворачиваться в саван воспоминаний и пытаться рассмотреть под маской плюшевого пледа, что день грядущий нам готовит, авторам спектакля для своих корифеев, возможно, стоило бы взять другой, более актуальный, цепляющий материал, а не сервильную салонную комедию. В «Немного нежности» нет ни развития характеров, ни возможностей продемонстрировать актерские способности, ни каких–то глубоких, не звучавших ранее мыслей. Нет и содержательности в происходящем на сцене. Карнавал так и остался карнавалом. Но на дворе — зима. Жанр выбран явно не по сезону.

Фото пресс-службы ТЮЗа.

Автор публикации: Валентин ПЕПЕЛЯЕВ

Детское Евровидение 2009

ПОЛОЖЕНИЕ

Театральный роман

Правила проведения республиканского детского конкурса

Правила проведения республиканского детского конкурса

This entry was posted in Без рубрики. Bookmark the permalink.

Comments are closed.