На страже мирного неба

А.Сорокин: Мы уже не первый год держим лидерство среди стран СНГ по среднему годовому налету летчиков, во фронтовой авиации он составил 83 часа. Прошло то время, когда были трудности с финансированием. Сейчас и с ремонтом авиатехники и средств ПВО намного лучше

Дулат МОЛДАБАЕВ, “Казахстанская правда”, 19 ноября

Военный летчик – профессия столь же романтическая, сколь и героическая. Мечтают о ней многие, но не каждому покоряется небо, ну а летчик-истребитель и вовсе штучный товар. Главнокомандующий Силами воздушной обороны ВС РК генерал-лейтенант авиации Александр СОРОКИН из той же когорты. О небе мечтал с самого детства, профессию выбрал осознанно, высот достиг немалых. Всю свою авиаторскую жизнь провел в Казахстане, прошел все ступени от летчика-истребителя, был командиром полка, авиабазы.

– Александр Николаевич, название подчиненных вам войск говорит об оборонительном их предназначении. Опишите круг задач, стоящих перед СВО.

– Действительно, Военная доктрина, принятая в нашей стране, носит оборонительный характер. Поэтому и Силы воздушной обороны, состоящие из военно-воздушных сил и войск ПВО, предназначены для охраны воздушных рубежей Казахстана.

Зенитные ракетные войска, прикрывающие объекты государственного и военного управления, имеют на вооружении уникальные зенитные ракетные системы С-300, С-200, С-75, С-125 и обладают возможностями поражения средств воздушного нападения во всем диапазоне высот и скоростей их полета. Авиация же отличается маневренностью и способна уничтожать практически любые воздушные цели на максимальном удалении от прикрываемых объектов.

Для этого у нас имеются сверхзвуковые истребители с мощным ракетным и пушечным вооружением. Скажем, многофункциональный Су-27 “работает” по земле и по воздуху, используется как перехватчик и разведчик, способен вести воздушный бой. Самолет фронтовой авиации МиГ-31 применяется в системе ПВО. Имеющий большой радиус действия, он призван поражать воздушные цели всех типов, в том числе “крылатые ракеты”. Штурмовики Су-25 всегда готовы поддержать “царицу полей” вблизи линии фронта. А вот МиГ-27 – оперативно-тактический истребитель-бомбардировщик дальнего действия и предназначен для работы в оперативно-тактической глубине. МиГ-29 – истребитель перехвата и воздушного боя, но способен также атаковать наземные цели.

– Чтобы управлять в небе такими мощными машинами, необходимо пройти долгую школу. Достаточно ли, говоря языком авиаторов, характера и горючего?

– За время существования авиации сложились разные школы подготовки. И у нас, конечно, сформировалась своя система обучения летного состава. Мы пересмотрели курс боевой подготовки. Но методика эта появилась не на пустом месте, и традиции мы сохранили. Мы работаем по старой системе, существовавшей в советской авиации. То, что она была одной из самых эффективных, признают и за рубежом. В то же время можно сказать, что у нас сложилась казахстанская школа, впитавшая самое лучшее из опыта других стран.

Мы уже не первый год держим лидерство среди стран СНГ по среднему годовому налету летчиков, во фронтовой авиации он составил 83 часа. Прошло то время, когда были трудности с финансированием. Сейчас и с ремонтом авиатехники и средств ПВО намного лучше.

Видели, какое количество самолетов принимало участие в военном параде? Практически 60% участвовавших – это молодежь. Сегодня выпускник Актюбинского училища имеет 100-120 часов налета. После теоретической подготовки еще необходимо определить, может ли курсант стать летчиком. Но и за курсом летной подготовки на Як-18 и Л-39 следует другой этап подбора летного состава – в Балхашском центре боевой подготовки. Там уже выясняется, на каком типе самолета сможет летать курсант. Ведь истребителем стать не каждому суждено, поэтому “середнячков” в летный состав не отбирают.

– Во время парада в нынешнем году в составе пилотажной группы был лейтенант. Это тоже показатель подготовки?

– Азамат Конысбаев сейчас уже старший лейтенант. Прежде всего это значит, что он талантливый летчик. Такие ребята быстрее обучаются, с ними легче работать. Ведь подготовка летчика-истребителя – штучная работа.

– Не слишком ли это дорогое удовольствие?

– Можно гордиться пилотажными группами, поскольку они есть не в каждой стране. В той же России “Русские витязи” и “Стрижи” занимаются только высшим пилотажем. А наши ребята еще несут боевую службу. Кроме того, в некоторых странах высший пилотаж выполняют на легкомоторных самолетах. А наши проделывают такие же фигуры на боевых машинах.

В пилотажную группу “Жетісу” входит шестерка Су-27. Сейчас готовим пилотажную группу “Алатау” на Миг-29 и “Сункар” на Л-39. Показы пилотажных групп повышают престиж государства и свидетельствуют о высочайшей подготовке летного состава.

– А как осуществляется обновление авиапарка?

– Мы пошли по пути ремонта и модернизации авиатехники. Это общемировая практика. Боевая машина, оснащенная новым оборудованием, спутниковой системой навигации, мощным вооружением, становится самолетом “4+”, то есть приближается к пятому поколению. Су-27 после ремонта-модернизации повысил свой боевой потенциал в два с половиной раза.

Новый Су-30, к примеру, стоит около 60-80 млн. долларов. На эти деньги можно отремонтировать или модернизировать 8 самолетов. Конечно, до бесконечности борт не может летать. Поэтому в перспективе нам понадобятся новые типы самолетов. Но пока эта перспектива туманна и для самих производителей, настолько быстро идет изменение техники и вооружения.

Сегодня мы ремонтируем авиатехнику в Беларуси, Украине, России – выбираем, где качественней и дешевле. В будущем думаем ремонтировать двигатели на нашей территории, а потом и вертолеты. В обозримой перспективе и фронтовая авиация будет ремонтироваться дома.

– Господин генерал, вы уже сорок лет в авиации, вам есть с чем сравнить. Престижна ли сегодня профессия военного летчика?

– Сегодня третью часть офицерского корпуса в СВО составляет молодежь. В текущем году конкурс в Военный институт Сил воздушной обороны имени дважды Героя Советского Союза Т. Я. Бегельдинова составил семь человек на место.

Чтобы воспитать боевого летчика, нужно не менее пяти лет. Это очень дорогостоящий материал, ведь каждый летчик готовится индивидуально. Потому и государство не жалеет средств, чтобы создать для них хорошие условия, и бытовые тоже. Очень много построено и выделено квартир. В Талдыкорганском гарнизоне для авиаторов возвели коттеджный городок. И зарплата у нашего летного состава выше, чем в странах СНГ. Все это благодаря заботе Президента страны, который с любовью относится к авиации и уделяет особое внимание развитию Сил воздушной обороны.

This entry was posted in Uncategorized. Bookmark the permalink.

Comments are closed.