Vybrannye mesta – 22

Попытка деконструкции деконструкции(из общения с avva по поводу не прочитанной ни им, ни мной статьи Деррида о "молчании Хайдеггера")Любопытно, конечно, почитать, что Деррида пишет по поводу "молчания Хайдеггера", учитывая его деконструкцию феноменологии в целом путем скрещивания ее со структурализмом.Однако, я бы усомнился в том, что деконструкция как таковая адекватна для применения к этическим проблемам.И вот почему.Есть такой замечательный роман Малькольма Брэдбери "Профессор Криминале", заглавный герой которого – некий прообраз современного философа (такой гибрид Бодрияра и Деррида) с темным (читай:Хайдеггеровским) прошлым.Основной тезис Криминале – совершенно деконструктивистский: "философия – форма иронии".В романе показано, насколько этот тезис позволяет существовать в абсолютно вне-этической плоскости: ирония тем и отличается от критики, что не предполагает наличия позиции, в том числе и этической.С другой стороны, "вне", казалось бы, совсем не значит "анти": оправдание отказа от этики как таковое не должно иметь место, ибо оправдание – атрибут критического, а не иронического подхода: вспомним антитезу Кант – Деррида.Однако, на самом деле, противоречие заключается в том, что принятие тезиса "философия – форма иронии" уже само по себе требует критического акта: оправдания отсутствия позиции, в первую очередь этической.Ведь это не физиологическая ситуация – отсутствие этической позиции, то есть необходим некий волевой переход.Оправдание у Криминале такое: система (окружающий мир) усложнилась настолько, что человек не в состоянии предсказать последствия своего поступка, то есть задача этики в современных условиях заведомо не решаема.Следовательно, человек имеет право на не-предсказание, т.е. отказ от этики как таковой.Однако трудно считать это обоснование логическим, оно само по себе – этический кодекс, а значит, лежит в сфере веры, аксиоматики.Таким образом, деконструкция (по крайней мере в рамках определения об "иронии") заведомо не может быть применима к этическим проблемам, так как вся ее логика в большой степени опирается на анти-этическую аксиоматику.А значит, деконструктивистские операции применительно к этике – примерно то же самое, как обсуждение теорем геометрии Лобачевского с позиции евклидовой геометрии.

This entry was posted in Популярное из блогов. Bookmark the permalink.

Comments are closed.