Vybrannye mesta-20

Как мне кажется, всякая область науки проходит три стадии развития:• Детство (стадия философии)• Юность (стадия химии)• Старость (стадия физики)На стадии философии происходит осмысление первичных эмпирических посылок, на их основе создаются базовые концепции и формулируются направления для дальнейшего накопления фактической информации. На этом этапе наука существует за счет талантливых энтузиастов, часто пришедших из смежных областей. Поскольку недостаток фактической информации делает невозможным строгое обоснование концепций, ключевым фактором для ее принятия или отвержения является вера. Поэтому зачастую стадия философии характеризуется наличием нескольких школ.Стадия химии характеризуется массивным накоплением данных. Базовые концепции, в основном, наследуются от стадии философии, однако они обрастают большим количеством эмпирических и полуэмпирических правил, которые начинают применяться в технологии. Кроме того, на основании соответствия этим правилам отвергаются очевидно ложные концепции и путем синтеза создается единая теория, принимаемая большинством исследователей. Таким образом, на стадии химии наука унифицируется и становится интернациональной.  Химия нуждается в большом количестве исполнителей и ресурсов, но, поскольку исследования, в основном, имеют рутинный характер, она требует квалификации, но не таланта. Другим следствием «поточности» исследований является их предсказуемая результативность. Химия привлекательна как сфера занятости и направление вложения инвестиций. О стадии химии часто говорят как о расцвете науки.Когда накопленных фактов становится достаточно для адекватного математического описания и моделирования, наука переходит в стадию физики. На этой стадии компетентность в данной сфере (т.е. знание соответствующей фактической информации и умение добывать ей подобную) уже не является необходимым условием для успеха в исследованиях: гораздо более важно наличие аналитических способностей и навыки математической обработки данных.  Создаваемые на стадии физики модели позволяют в определенных пределах и с определенной долей ошибки, предсказывать состояние изучаемой системы. Некоторое время параллельно происходит дальнейшее накопление данных, которое позволяет расширять и улучшать модели. Однако вскоре поток данных прекращается, и дальнейшее совершенствование моделей значительно затрудняется. Наступает кризис науки. Дальнейшее развитие науки требует принципиального изменения первичных концепций (т.е. следующей стадии философии), что, как правило, сопряжено с выходом науки за пределы ее определения. Таким образом, возникает новая область науки.P.S. Под наукой я понимаю примерно следующее: the field of study which tries to describe and understand the nature of the universe in whole or part (определение JP Siepmann, Journal of Theoretics, 1999).

This entry was posted in Популярное из блогов. Bookmark the permalink.

Comments are closed.